Найти тему
Деловая газета ВЗГЛЯД

Более половины россиян назвали соцсети неотъемлемой частью жизни

Подавляющее большинство российских граждан пользуются соцсетями, но лишь чуть больше половины считают их неотъемлемой частью жизни, показало исследование Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Для 54,7% опрошенных социальные сети являются неотъемлемой частью жизни, всего соцсетями пользуются 97,6% респондентов, говорится в пресс-релизе с результатами исследования, поступившем в газету ВЗГЛЯД.

Респонденты исследования продемонстрировали хороший уровень осведомленности о существующих социальных сетях. Самый высокий уровень спонтанного знания у российских пользователей принадлежит отечественным платформам – «ВКонтакте» вспомнило 89,7% опрошенных, «Одноклассники» – 73,1%. Зарубежные платформы Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta (признана в России экстремистской организацией), вспомнило 41,2% и 30,8% респондентов соответственно. На пятом месте по уровню знания – Telegram (31,1% опрошенных), который все больше воспринимается пользователями как социальная сеть, а не как мессенджер.

Аналогичная картина наблюдается при выборе соцсетей, с которыми знакомы пользователи, из предложенного списка. Стоит отметить, что в данном случае знание социальной сети «ВКонтакте» вплотную приблизилось к 100% (ее указали 96,3% респондентов). «ВКонтакте» также является лидером по знанию среди мужчин и женщин – 95,2% мужчин и 97,1% женщин отметили именно эту социальную сеть.

Количество респондентов, знающих «ВКонтакте» и «Одноклассники», среди мужчин и женщин практически совпадает. Вместе с тем среди женщин больше тех, кто знает социальные сети Instagram и TikTok. У молодежи (16–24) на втором месте после «ВКонтакте» по знанию находится Instagram, на третьем – TikTok, в то время как знания о последних двух социальных сетях среди респондентов более старшего возраста ниже.

Российские социальные сети также лидируют по уровню использования: «ВКонтакте» используют 80,7% опрошенных, «Одноклассники» – 45,9%. При этом во «ВКонтакте» отмечается наилучшее соотношение между респондентами, зарегистрированными в данной социальной сети, и респондентами, использующими данную социальную сеть: 86,4% респондентов зарегистрированы во «ВКонтакте», 80,7% респондентов ее используют.

Аутсайдеры по использованию – Twitter (используют 4% опрошенных), который уже на протяжении нескольких лет стабильно терял аудиторию в России, а также Facebook (используют 9% опрошенных).

Высокий уровень намерения использовать какую-либо из предложенных социальных сетей продемонстрировали «ВКонтакте», которую готовы рассмотреть для использования 68,5% опрошенных россиян, и «Одноклассники» (41,8% опрошенных).

Довольно высокий уровень интереса для российских пользователей представляют платформа вертикальных видео TikTok (готовы рассмотреть для использования 33,3% респондентов) и Instagram (готовы рассмотреть для использования 33,1% респондентов). Среди вариантов «другие социальные сети» абсолютным лидером является Telegram.

Чаще всего опрошенные пользователи выбирают в качестве основной социальной сети «ВКонтакте» – так ответило 55% респондентов. Большинство респондентов выбирают какую-либо социальную сеть в качестве основной, поскольку в ней сосредоточен основной круг общения – друзья и знакомые (данный вариант выбрало 44,7% респондентов). Для 42,7% главной причиной является удобство использования социальной сети. 36,1% пользуются социальной сетью, поскольку они к ней привыкли.

Основу исследования составил онлайн-опрос по базе респондентов, реализованный в период с 8 по 12 декабря 2022 года. Опрос проводился среди респондентов от 16 лет, проживающих в различных федеральных округах России. Всего было проведено 1552 интервью.

Опрос реализован при поддержке Online Market Intelligence.