Найти тему

Плачь абитуриента или почему родители должны челом бить перед учителями.

Доброго всем расположения духа. Хочу поделиться с вами своим опытом отца абитуриента, который решил уйти из школы после 9-го класса и поступить в колледж. Этот опыт может стать для многих своего рода, как сказали бы в западных странах, «лайфхаком». Но, раз уж в моей стране начали принимать законы о защите русского языка, то попробую обойтись без англицизмов.

Итак, что нужно девятикласснику, чтобы поступить в колледж, да и в любое другое аналогичное учебное заведение, на «бюджет», т.е. обучаться бесплатно, да ещё и иметь возможность получать стипендию? Всё просто, нужны хорошие оценки! Оговорюсь, что я говорю сейчас о поступлении, а не о том, как в процессе не быть отчисленным. Так же я выражу собственное мнение о том, почему данная система поступления несправедлива.

Так вот, повторю, что нужны именно хорошие оценки, а не знания, поскольку по текущему законодательству для поступления в техникумы берётся средний балл по аттестату, ну и плюс, по крайней мере так было в случае с моим ребёнком, пришлось пройти какое-то тестирование на профпригодность. Разумеется, многое зависит от того, сколько абитуриентов подали документы, но на перспективные профессии это количество точно будет больше, чем число бюджетных мест, а посему будет конкурс аттестатов. Кто-то из вас, уважаемые читатели, скажет, что я сейчас озвучил общеизвестную информацию, но поверьте, я рассказал о том, как мой ребёнок поступал многим друзьям, знакомым и родственникам, и все были малость удивлены. Они реально думали, что надо будет сдавать вступительные экзамены или будут браться в расчёт результаты ОГЭ после 9-го класса.

И так, всё началось в 2013 году, когда чадо пошло в школу. Заметили, что я применил слово «чадо», а не англицизм какой-нибудь? Так вот, первые 4 класса всё было прекрасно, а вот дальше начались проблемы. В 5 и 6 классах у детей начались проблемы. Стоит сделать небольшое отступление и сказать, что я, как человек адекватный и не лишённый рассудка, понимаю, что большая доля ответственности за результат лежит на плечах родителей, которые так или иначе должны мотивировать и даже заставлять своих отпрысков делать домашние задания, читать книжки, учить мат часть, так сказать. Это я понимаю, но какова задача педагога? - На этот вопрос родителям дала ответ классный руководитель ребёнка, по совместительству «учитель» русского языка и литературы. Речь свою она начала со слов – «Я не учитель, я тютор!». По высокомерной интонации стало понятно, что дальше будет хуже. Далее она сказала так – «Я вам ничего не обязана! Я должна дать материал, потом проверить и оценить то, как ученик его усвоил.». И знаете, тяжело придраться к словам. Ведь правда, что ещё должен делать педагог? Дальше разговор не пошёл, часть родителей просто встала и ушла с родительского собрания, а оставшаяся часть стала слушать страшные прогнозы, что «Ваши дети ничего не знают… Экзамены они не сдадут…» и всё в таком духе. Ну, как вам такой тютор? Ладно, Бог с ним, я получал образование на стыке эпох, начав учиться в СССР, и закончив незадолго до того, как далеко не самый лучший президент России сказал знаменитые слова «Я устал. Я ухожу.», поэтому успел получить образование у Учителей, которые знали, как надо преподавать, и ещё не успели адаптироваться под новые реалии. Поэтому я, к сожалению, совершил большую ошибку, я не поверил своему ребёнку, а поверил этому тютору. А ведь ребёнок просил меня перевести его в другую школу, что и сделали многие родители, и что оказалось в итоге правильно. Я начал давить на ребёнка, заставлять учить, говорил ей, что возможно все проблемы от того, что это вы себя как-то не так ведёте… Как же я теперь жалею, что нельзя вернуть время назад, я бы много за это отдал. Друзья, верьте своим детям и стойте на их стороне, если школа проявляет к вашему ребёнку безразличие и всяческое давление.

Сейчас, дорогой мой читатель, ты скажешь, что дети сейчас все злые, неадекватные, а мои слова похожи на слова «яжематери». Ваше право, у вас есть такая штука, которая крепится к туловищу с помощью шеи, а в этой штуке есть некая извилистая субстанция, называемая мозгом, с помощью которой человек думает и делает выводы, и я не в праве ограничивать ваши суждения. Всё, что я пишу, я пишу для того, чтобы предупредить о том, что может быть.

Дальше ситуация усугублялась, ребёнок, и не только мой, приходил домой в слезах, не хотел идти в школу, жаловался на издевательства классного руководителя, выражавшиеся в словесном унижении. Родители начали организовываться и попытались группой пойти к директору, чтобы обсудить смену педагога и классного руководителя. Увы, но эта сказка не со счастливым концом, директор встал на сторону педагога, а после домой к самым активным родителям, которые более всего ратовали за своих детей, вдруг пришли из органов опеки. С чего бы?

Ах да, классный руководитель, о котором сейчас идёт речь, появился с середины 6-го класса, до этого были двое других: тот, что был в 5 классе, ушёл без лишнего шума, хотя там пахло уголовным делом; вторым была молодая учительница, которая очень понравилась детям, но она ушла после 2 месяцев работы со словами «Простите, я не могу работать в этой школе. Я не могу смотреть на то, как учителя орут на детей.». И вот дальше нам назначили тютора. К слову о том, что крики на детей и моральные унижения – это не выдумка, могу сказать, что у меня есть запись с диктофона, сделанная учениками на уроке, на которой слышно, как она с ними разговаривает. Ей бы в интернате преподавать, где содержатся малолетние преступники, а не в обычной школе. А как вам такой поступок – При всём классе сказать ребёнку, пришедшему после коронавируса «О, наша ковидница пришла!». Дети её боялись.

Но вот что страшнее – «педагог-вамир» или безразличный педагог? Наверное, оба варианта ужасны. Это я к тому, мой ребёнок не знает физику после 9-го класса совсем. Да у всех в классе по физике такая проблема, что оставшиеся в школе после 9-го класса и получившие нового преподавателя по физике, плачут теперь. Прежняя физичка включала им видео-лекции с какого-то лицея, а сама весь урок тыкала в телефон. Шикарный подход к обучению. Оценки ставились по средним в журнале – т.е. если ребёнок отличником числится, то 5, если хорошист, то 4, остальным 3. Сложилось впечатление, что все учителя настолько устали от того, чем они занимаются, что очерствели и им на всё плевать. Уместно ли будет тут сказать - «Не я такой – жизнь такая.»? Не знаю, может и правда жизнь такая, что люди такими становятся.

Сейчас вы мне скажите – «Стой! Ты говорил, что всё у всех плохо, а тут вдруг упомянул отличников и хорошистов. А не врёшь ли ты нам, парень?!». Ну да, попался… Попался бы, если бы не хотел в этот самый момент продолжить рассказ. Да, и отличники, и хорошисты в классе были. Их было меньше половины класса, но в том числе и их наличие рождало во мне сомнения относительно того, что это педагоги плохие, а мой ребёнок просто придумывает то, чего нет и сам виноват в своих проблемах. Вот только есть маааааленький нюанс в виде того, кем и где работают родители этих хорошистов и тем более отличников. Я просто задам вам вопросы – «Как вы думаете, какие оценки стоят в журнале у ученика класса, мама которого подполковник полиции? Или какие оценки стоят у учащегося, мама которого врач? А может быть вы догадаетесь, что стоит в дневнике у гения, мама которого учитель?». И заметьте, я дал подсказку, написав слово "гений". Сразу скажу, что там нет троек. Странно, не так ли? Так же некоторые родители оказались очень прозорливыми и приносили классному руководителю всяческие "сладости", да просили за деток, от чего у их деток так же не было особых проблем с успеваемостью. Запомните этот момент, он прям является ключевым для ответа на вопрос «Как без проблем поступить в техникум на бюджетные места?». В общем, две трети класса оказались на отшибе, а вот избранная каста любимчиков в шоколаде. Единственным приятным моментом от школы у ребёнка стало то, что он, образно выражаясь, «плюнул в лицо» классному руководителю, «заслуженному» тютору русского языка и литературы тем, что вынудил её поставить в аттестат по русскому языку четвёрку, а не тройку тем, что сдал ОГЭ по русскому на почти максимальное количество баллов. Т.е. ребёнок, записанный в троечники, сдаёт экзамены на 5. Так-то!

Чтобы вас не утомлять, хотя после прочитанного вами моего нытья это будет сложно, перейдём ближе к той части, которая рассказывает о самом поступлении. Мой ребёнок решил пойти в медицину и когда я и жена начали помогать ей с поиском учебных заведений, то наткнулись на проблему в виде проходного балла. Вы не поверите, сколько детей уходят после 9-го класса с аттестатом, в котором практически одни пятёрки! Не поверите, что талантливые дети, которые могут, судя по оценкам, блестяще учиться в 10 и в 11 классах, а потом так же блестяще стать ЕГЭ и поступить в ВУЗ, почему-то решают уйти и пойти получать среднее специальное образование. Мне было не просто найти причины таких поступков, но ведь людей много и ситуации у всех разные, поэтому опустим. В большинстве медицинских техникумов и колледжей проходной бал был близок к 4,5, а самый низкий проходной бал, который я увидел – это 4,3. Округление идёт до тысячных, т.е. 3 знака после запятой сравниваются тоже. Куда уж моему ребёнку с запоротым аттестатом и средним баллом 3,706. В процессе наших хождений по приёмным комиссиям, я увидел, что огромное количество абитуриентов – не только не жители Санкт-Петербурга, но и даже не из области. Наше с вами государство, стремясь создать равные возможности, устроило систему таким образом, что подать документы можно в любое учебное заведение нашей страны. Справедливо? Более чем! Однако, тут мне вспомнился один разговор со знакомым, который спрашивал меня – «А вы не хотите перевести ребёнка в школу в области?». Я тогда издал ртом звук недоумения, похожий на «Пффффф…»

и ответил вопросом «А зачем?», на что получил ответ – «Оценки будут лучше.». Я тогда не понял причинно-следственных связей, поэтому эта идея меня не зацепила, а зря… Половина, или даже больше, из подавших документы и имеющих средний бал 5 и близкий к нему были не из города, и даже далеко не из города. Снова подумал о том, как же плодородна наша земля, что рожает таких талантливых детей. А в городе-то камень кругом, да бетон, земли нет, вот и рождается кто попало, троечники, да лентяи. Вспомнил я слова знакомого об областной школе… Сразу вспомнил... Но выводы делать не буду, а то заклюют, ведь разговор бы пошёл о честности заработанных оценок, а это опасная тропинка. И вот на фоне этого я понял одну вещь, которая кажется мне крайне несправедливой – это именно конкурс аттестатов. Вы можете не верить мне по поводу того, что я вам рассказал про моего ребёнка, но такие ситуации есть и вот такие дети лишаются шанса поступить на бюджетные места. Им просто в школе выдают "волчий билет" в виде аттестата с низким средним баллом. Хорошо, что у меня есть возможность оплачивать обучение и мы поступили на коммерческой основе, хотя даже на платное отделение мы попали с трудом – на столько большой конкурс. А если у людей нет денег? Всё, на панель или грузчиком в пятёрочку? Мне кажется несправедлива эта система поступлений. Вы спросите – «Что же ты предлагаешь?», отвечу – Я считаю, что надо вернуть вступительные испытания. Надо отменить ЕГЭ, ОГЭ и прочее ГЭ, и вернуть вступительные экзамены. Вы, вероятно, поняли, что я намекаю о такой небольшой, но уже трансформировавшейся в традицию, коррупционной составляющей, имеющий разные формы. Вступительные испытания отменяют оценки, которые могли быть по субъективным причинам завышены или наоборот занижены в школах. Да, это стресс для ребёнка, но если ваш ребёнок отличник, то чего ему бояться, он сдаст эти экзамены и просто подтвердит свои оценки. А если вы, как написано в заглавии сего эссе, на поклон в школу ходили челом бить и выпрашивали оценки повыше, то это тут же вскроется.

Кому лень читать всё, можете прочитать только это:

Ладно, написано много, а время безжалостно убегает, поэтому подвожу итог, который кратко выражает суть написанного. В текущей системе образования, когда при поступлении в среднее специальное учебное заведение после 9-го класса имеет значение средний балл по аттестату, задача родителей и их детей сделать всё возможное, чтобы у вас был максимальный средний бал. Поэтому ищите подход к педагогам, они сейчас решают судьбы ваших детей и одна не поставленная 5-ка может перечеркнуть ваши шансы на поступление.