Найти тему
Николай Цискаридзе

Самая большая мечта, которая сбылась

– «Щелкунчик» – роль, которая внесла огромный вклад в творческую судьбу Николая Цискаридзе. Многие и сегодня продолжают вас ассоциировать с этой ролью. Уж сколько вы станцевали раз эту партию. Огромное количество раз.

В эти дни на сцене Кремлевского дворца уже ваши ученики исполняют роли в этом балете. Николай, ну расскажите, пожалуйста, почему «Щелкунчик» – не спрашиваю. Как юные участники готовятся?

– С 1934 года существует этот балет Вайнонена, который был поставлен специально для Ленинградского хореографического училища. И традиционно до сегодняшнего дня этот спектакль идет на сцене Мариинского театра. С конца 80-х годов этот спектакль исполняется и артистами Мариинского театра, и учащимися школы. Но ставился он изначально для школы.

"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр.  Фото - Мария Бахтинова
"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр. Фото - Мария Бахтинова

И каждый год, в зимнее время, всегда дети его исполняют. Когда-то премьеру танцевала великая Галина Уланова. Но дело в том, что потом эта версия шла много лет на сцене Большого театра. И тогда премьеру танцевала другая великая балерина, Марина Семенова.

Но, понимаете, как-то так получалось, что «Щелкунчик» не привозили в зимнее время, вот воспитанники школы, никогда. И так как школа вошла в такую программу, государственную программу «Приоритет-2030», которая позволяет нам не только проводить разные конференции, делать научные исследования, но еще и просветительская деятельность должна быть. В рамках этой программы у нас есть средства, благодаря которым мы можем посещать разные города.

Вот я подумал, ну а почему не привезти «Щелкунчик», который мы регулярно исполняем, и тем более что на «Щелкунчик» есть спрос всегда.

"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр.  Фото - Мария Бахтинова
"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр. Фото - Мария Бахтинова

Ажиотаж с Большим Театром мне не надо рассказывать, я сам могу много рассказать про это. Тем более что смешно, что люди готовы действительно выкладывать огромные суммы, стоять огромные очереди, для того чтобы попасть на «Щелкунчика». Я подумал: Кремль, шесть тысяч зрителей, два раза, пожалуйста. Вам дети станцуют ничуть не хуже любой труппы. И тем более что каждый год мы проделываем эту работу.

Потому я принял такое решение, вот мы организовали, спасибо Государственному Кремлевскому дворцу, который выделил нам два дня. В такое время очень сложно получить сцену на такой площадке. Но так как у нас такая репутация замечательная, что любой наш приезд, даже в июне, в конце июня, когда у нас выпускные спектакли, – всегда аншлаг. А сейчас нам выделили два таких замечательных числа.

У нас раньше были каникулы в конце января. И мы танцевали и в декабре, и в январе. Сейчас у нас каникулы сдвинуты. У нас приходятся они с 31 декабря по середину января. Потому в январе, как правило, мы «Щелкунчик» уже не танцуем. Мы все исполняем в декабре.

"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр.  Фото - Мария Бахтинова
"Щелкунчик", 15 декабря 2022, Мариинский театр. Фото - Мария Бахтинова

Есть два закона, которым мы, учебное заведение, вынуждены следовать. Первый – это закон об образовании. Второй – закон о правах ребенка. А там очень четко прописаны каникулы и сколько должны дети отдыхать. Потому что в основном это все несовершеннолетние дети.

– Расскажите немного, пожалуйста, об исполнителях главных ролей: как формируется состав, какого возраста участники, есть ли те, кто впервые в «Щелкунчике» принимает участие?

– В «Щелкунчике» принимает участие, как правило, вся школа. С первого до выпускного класса. Младшие – это обычно 10–11 лет. А старшим 18. Ну где-то в районе 18. Главные герои – в этом году будут танцевать лауреаты последнего московского конкурса. Мария Кошкарева и румын Лука Добыш.

Мария Кошкарева и Лука Добыш. Фото - Мария Бахтинова
Мария Кошкарева и Лука Добыш. Фото - Мария Бахтинова

В этом году еще так совпало, что телеканал «Культура» выразил желание заснять этот спектакль в Кремле. И будет его транслировать не только по каналу «Культура», но и показывать в кинотеатрах. Мне это тоже очень приятно. Это большое доверие такое.

– Вернемся к вашему «Щелкунчику», в вашем исполнении, если позволите. Что для вас все-таки означает эта роль? Сто с лишним раз вы его исполнили или сколько раз...

– Сто один. Только на сцене Большого. Хотя и танцевал этот спектакль и в других театрах мира тоже.

Мое отношение к балету Григоровича и к «Щелкунчику» – это самая большая мечта, которая сбылась.

Это была моя первая премьерская роль. На сцену меня вывела заслуженная артистка России Наталья Архипова. И по удивительной счастливой случайности именно эта балерина была первая, которую я увидел на сцене Большого Театра, когда меня в первый раз туда привели.

-6

Это был спектакль «Щелкунчик». Она исполняла роль Маши. И ровно через девять с половиной лет она уже меня вывела в качестве Принца на сцену.

Дело в том, что в Советском Союзе Кремлевский Дворец Съездов был второй сценой Большого Театра. И маме было легче покупать билеты в Кремль. Их было легче достать, нежели в Большой Театр. В Большой театр я попал, когда мне исполнилось десять лет. Ну и вот как-то я сказал: я буду этим дядей в красном. Так и стало. И до последнего сезона я исполнял эту роль.

И что самое интересное, что в 2014 году... Ну как бы я в течение 18 сезонов танцевал 31 декабря и 2 января. Закрывал год и открывал год. И вот 2 января 2014 года был пятисотый спектакль версии Григоровича. И когда об этом объявили по телевизору, я сказал: о как хорошо, а 101-й то мой. Но про меня тогда никто не вспомнил. Но ничего страшного.

Юрий Григорович и Наталья Архипова
Юрий Григорович и Наталья Архипова

Просто самое главное, что это правда была моя мечта, которая исполнилась. И Юрий Николаевич, если он где-то ставил «Щелкунчик», приглашал исполнять его только меня – за те годы, что я танцевал. И когда он это делал в Лондоне, там молдавская труппа танцевала, он посылал меня. Когда он создал свою труппу в Краснодаре, впервые выезжали за границу они в Японию именно с «Щелкунчиком». И опять-таки он меня пригласил. Когда он делал празднование 90-летия Сулико Вирсаладзе, кто оформлял этот спектакль. Тоже танцевал всегда я. И в Москве, и в других городах.

Юрий Николаевич очень придирчивый балетмейстер к исполнителям. Но раз он всегда так приглашает, значит он вам доверяет. И это тоже была большая для меня честь, мне очень было приятно.

Еще что самое интересное, что когда в 95 году власть сменилась в Большом театре, к власти пришел первый «Щелкунчик», на кого этот спектакль был поставлен Григоровичем, – Владимир Васильев.

-8

И Владимир Викторович тоже всегда выделял меня. Потому что при нем этот спектакль снимало телевидение и так далее. И ставили только меня всегда. Хотя тогда было три-четыре состава. Но Владимир Викторович тоже выбирал меня.

Значит, и балетмейстер, и первый исполнитель понимали, что я это делаю неплохо.