Найти в Дзене

Как найти своё будущее в книге?

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы. Важную роль здесь играет выбор профессии, ведь от этого, по сути, зависит вся жизнь взрослого человека. Вы помните, когда и как принимали решение, куда пойти учиться и кем работать?

По данным соцопросов, абсолютное большинство школьников не в состоянии ответить на вопрос, кем они хотят стать в будущем. Исследование образовательной компании Maximum Education (резидент «Сколково») показало, что 42% одиннадцатиклассников не определились с профессией, а 28% считают, что жизнь слишком непредсказуема, чтобы планировать будущую профессию в текущей ситуации. В сумме получается 70% выпускников!

Здесь никак не обойтись без помощи родителей. Именно помощи, а не навязывания своих представлений о престижной работе и большой зарплате!

С чего начать?

Начинать надо сильно заранее, а не в выпускных классах. Важно как можно раньше определиться с тем, что хорошо получается и интересно, какой школьный предмет даётся легко и не внушает отвращения.

Дети очень разные — чей-то талант раскрывается сразу. Например, в доме все обои изрисованы, карандаши и краски приходится покупать каждую неделю. Понятно же, что растёт творческая личность — художник, дизайнер, декоратор, мультипликатор, реставратор, керамист и т. д.

Но бывает так, что приоритеты расставить сложно, ведь и по математике пятёрка, и по истории. Сам ребёнок тоже ничего конкретного для себя не выделяет. Нужно его как-то подтолкнуть. И научно-популярные книги — подходящий инструмент, ведь их как раз и пишут для того, чтобы заинтересовать читателя какой-либо наукой, предметом, темой. Это не скучные учебники, это мотиваторы!

В книгах можно найти ответы на все вопросы!

-2

У издательства «Абраказябра» есть серия «Зачем учиться?», в которой уже вышло три книги: «Химия, или Мумия, яичница и колбаса в мире атомов и молекул» Петра Волцита, «118 элементов, или Как люди, созданные из клеток, разобрались в мире, созданном из атомов» Дарьи Поляковой и «Математика, или Что общего между капустой, секретным шифром и картинной галереей?» Сергея Корнеева. Конечно же их будет ещё больше, в 2023 году к изданию готовятся книги по экономике, языкознанию и истории.

Эти книжки не только вдохновляют на изучение определённых наук и помогают изменить отношение к школьным предметам, но и дают представление о том, зачем они в принципе нужны, как применяются в жизни, кто и для чего использует эти знания, какие профессии связаны с этими науками. Ведь математик — это не только школьный учитель, кассир или бухгалтер, это и инженер, и программист (если ребёнок любит компьютеры), и архитектор (если есть ещё и творческие наклонности), и статистик... Более того, математика нужна и синоптикам, и музыкантам, и художникам. Очень важно видеть широкий круг возможностей, которые дают знания обычного школьного предмета.

А ведь в школе есть и необязательные предметы, к которым часто относятся очень невнимательно. Может быть, у вас растёт астроном, эколог, гид-экскурсовод, экономист или социолог... На уроках вы это вряд ли выясните, а вот книги вам помогут. Вот, что есть для этих целей у нас:

-3

Найти в себе эколога поможет книжка Жанны Андреевой «Вам пакет нужен?».
https://www.labirint.ru/books/860556/

Разобраться, насколько интересен космос, можно, прочитав книгу Ольги Дворняковой «Дотянуться до Луны».
https://www.labirint.ru/books/836817/

Если вас уже интересуют прогулки со смыслом, возможно, вам подойдёт профессия гида, проверьте это с помощью творений Татьяны Поповой «По Москве с Московкой»
https://www.labirint.ru/books/851353/

и Натальи Соболевой «На улицах города».
https://www.labirint.ru/books/841835/

Задуматься о будущем архитектора можно вместе с книгой «Открой окно» Катерины Блиновской.
https://www.labirint.ru/books/841377/

Понять, насколько интересна музыка, поможет Анна Хопта и её «Нарисованный оркестр».
https://www.labirint.ru/books/817800/

Девочкам, которые уже задумываются о карьере парикмахера-стилиста или учёного-трихолога, пригодится книга Евы Скрипник «Волосатая энциклопедия».
https://www.labirint.ru/books/860557/

Животных любят все дети, возможно, эта любовь в будущем станет их профессией? Узнать больше о животных поможет книга Ирины Голицыной «Знаменитые животные».
https://www.labirint.ru/books/841833/

А прочитав «Маленькую косатку» Михаила Нагайлика, можно захотеть стать цетологом — учёным, который изучает китообразных — песни китов, язык дельфинов, степень разумности этих морских млекопитающих и т. д.
https://www.labirint.ru/books/836818/

На самом деле любая книжка может вдохновить на выбор профессии, просто нужно выработать привычку обсуждать прочитанное с ребёнком, задавать правильные вопросы, например: «Кто из героев тебе симпатичен и чем? Хотел бы ты ему помочь? Как, по твоему мнению, это можно сделать? Что для этого нужно знать и уметь?..»

Что дальше? Читать, играть, изучать...

-4

Начитавшись книг и выбрав себе направление по душе, можно идти дальше — «в поля»: найти музеи, активности, игры, мастер-классы по теперь уже любимой теме. Например, будущего астронома надо обязательно сводить в планетарий, отвезти за город, чтобы поизучать звёздное небо, а ещё накопить денег и купить телескоп! Тем, кто хочет проектировать здания, полезно будет сходить в архитектурный музей, записаться на экскурсию по городу, где расскажут о стилях и периодах архитектуры.

Ещё один шаг: найти правильного человека. Такого, который сможет рассказать о профессии изнутри, о плюсах и минусах, чтобы не идеализировать и не романтизировать будущую работу.

Стоит также разобраться, насколько ребёнок амбициозен, нужен ли ему карьерный рост, что важнее — самореализация, высокий доход, популярность или что-тодругое. И уже исходя из этого вычёркивать из списка неподходящие профессии. Особенности темперамента и характера вашего ребёнка, состояние его здоровья подскажут ответы на такие вопросы, как график работы или готовность к длительным командировкам.

Детям постарше стоит сходить в вузы на дни открытых дверей. Так можно выбрать себе учебное заведение по душе. И лучше не одно, а сразу несколько, чтобы были варианты. Узнать условия поступления, какой конкурс, есть ли шанс попасть на бесплатные места, если нет, то готовы ли родители оплачивать обучение (то есть выяснить его стоимость). Нужно стараться реально оценивать шансы ребёнка сдать ЕГЭ на 70 или 100 баллов и продумать заранее, что потом с этими баллами делать, какой вуз или колледж вас с ними примет.

Вот такие этапы выбора дела всей жизни у нас с вами получились:

1. Определение способностей и склонностей ребёнка — наблюдать, читать, разговаривать.
2. Ненавязчивая мотивация, ведь мало иметь способности, нужно любить, а для начала интересоваться тем, что получается.
3. Выбор профессии в рамках интересов и способностей ребёнка.
4. Выбор колледжа или вуза и подтягивание предметов, которые нужны для поступления туда.

Самое главное не растерять запал по дороге, но даже если это случится — не беда, ведь всегда можно найти новую цель и мечту, но об этом в одном из следующих постов!