Вдохновлённый мини-тренингом по аннотациям замечательного писателя Тамары Крюковой, проведённом на странице Вконтакте, я решил показать общее между описанием изобретательской задачи и аннотацией, которую размещают на обложке книги.
Аннотация – это краткое содержание произведения, примерно в один абзац. Аннотации, как правило, пишутся для завлечения потенциального покупателя книги. Поэтому аннотация содержит в себе «крючки», способные вызвать интерес и желание прочесть книгу. Такими «крючками» зачастую являются вопросы, ответы на которые читатель найдет в романе.
Аннотация не раскрывает сюжет, а лишь дает намеки на возможное развитие событий, очерчивает ситуацию или мир, в котором происходит действие.
Например: «Группа русских зайцев-разведчиков должна передать генералу Морозу сведения о новом оружии - ледяных вёслах. Зайцев преследует садист Герасим, работающий на американскую разведку. Он уже утопил разведчика Му-Му. Герасим создал потоп, и зайцам не выбраться... И тут на лодке выплывает дед Мазай. Кто он? На кого работает? Друг или враг?». (Николай Петров, «Ледяные вёсла», изд-во «ВОСТ»).
В изобретательских задачах мы тоже задаём вопрос, но он один и звучит «Как быть?», а перед этим описываем кратко конфликт.
Например: «Группа русских зайцев-разведчиков должна передать генералу Морозу сведения о новом оружии - ледяных вёслах. Зайцев преследует садист Герасим, работающий на американскую разведку. Он уже утопил разведчика Му-Му. Герасим создал потоп, и зайцам не выбраться... И тут на лодке выплывает дед Мазай. Зайцы не знают на чьей он стороне. Как быть?»
Разницу почувствовали? Сколько терминов, означающих одно и то же! Почему бы не назвать это одним термином «Увлекающее описание» (Увлесказ)?
Дело в том, что для аннотации я не встречал единого стандарта, кроме требования «Чтобы завлекало!» (Но это самое крутое требование!)
Для описания изобретательской задачи есть стандарт. В описании должен быть отражён конфликт (Он автоматически завлекает). Если делается учебная изобретательская задача, то в тексте должны быть спрятаны ресурсы решения конфликта.
Алгоритм для текста изобретательской задачи:
1. Составьте модель конфликта.
2. Опишите конфликт понятными всем словами.
3. Если задача учебная и ответ известен, то спрячьте в тексте ресурсы для решения.
4. В конце поставьте вопрос «Как быть?»
Предлагаю потренироваться на зайцах.
Сделайте учебные изобретательские задачи по мотивам произведения «Дедушка Мазай и зайцы» Николая Некрасова.
Пишите в комментариях свои задачи в виде увлекающего текста.