Найти тему
Две Войны

«Где этот Ваш Тухачевский?!»- как Гитлер хотел захватить СССР в 1937 году, и почем он отказался от этой затеи?

Не секрет, что окончательное решение о нападении на Советский Союз гитлеровские стратеги приняли под влиянием эйфории от своих триумфальных побед в Европе, а также неудачных действий Красной Армии в войне с Финляндией. До этих событий 1938-1940 года германский генералитет очень скептически относился к концепции фюрера «натиск на Восток».

На сайте Президентской библиотеки выложены документы 1933-1939 годов, из архива СВР и из Российского государственного военного архива, из которых можно понять, какими были настроения высших военных руководителей Германии накануне Большой войны.

В служебной записке начальника Разведуправления РККА, комкора Семёна Петровича Урицкого наркому обороны СССР Климу Ворошилову «Об отношении представителей германской армии к СССР и РККА» мы читаем, что:

«…генерал Хаммерштейн считает будущую войну Германии против СССР катастрофой, которая погубит Германию. Эти взгляды разделяют многие из его коллег... германское высшее командование оказывает сильное давление на политику Гитлера... оно считает, что Красную Армию силой, открыто победить нельзя – значит, надо действовать другими методами».
Семён Петрович Урицкий. Фото в свободном доступе.
Семён Петрович Урицкий. Фото в свободном доступе.

Весной 1937 года большинство германских генералов, понимая, к чему ведёт страну Гитлер, осторожно, но твёрдо предостерегали его: Россия слишком обширна, а мощь Красной армии слишком велика, чтобы можно было с успехом атаковать СССР. Фюрер с ними не был согласен – и трения между лидером Третьего Рейха и его генералитетом фиксировала не только советская, но и британская разведка.

Разногласия между Гитлером и руководством армии обострились в мае 1937 года, когда фюрер решил предпринять открытую интервенцию в Испанию, отправив на помощь Франко 60-тысячный контингент Вермахта и сильную группу кораблей Кригсмарине.

Категорически против этого выступили министр имперской обороны Вернер фон Бломберг, командующий сухопутными войсками Вернер фон Фрич и главнокомандующий ВМС Германии адмирал Эрих Редер. Натолкнувшись на их возражения, Адольф Гитлер отказался от проекта.

Но своей неправоты не признал, с неудовольствием заявляя впоследствии, что была возможность послать флот и 60 тысяч человек в Испанию, но он дал военной верхушке ввести себя в заблуждение.

В 1938 году, кстати, и Бломберг, и Фрич лишились своих постов, и были заменены на людей более воинственных и сговорчивых. Но в целом, эти отставки ещё не ликвидировали оппозиции генералитета.

Гитлер и Геринг с Бломбергом (говорит), Фричем и адмиралом Редером. Фото в свободном доступе.
Гитлер и Геринг с Бломбергом (говорит), Фричем и адмиралом Редером. Фото в свободном доступе.

Германские стратеги в 1937-1938 гг. отвергали план войны с СССР не потому, что стремились к миру, а потому, что осознавали: его реализация приведёт Германию к ещё более грандиозному военному поражению, чем в 1918 году.

Фюрер возражал тем, что время сейчас работает против Германии: Советский Союз усиленно милитаризируется, модернизирует и перевооружает свою армию. Необходимо не дать ему наверстать своё отставание, и воспользоваться временным преимуществом милитаризации Третьего Рейха для нанесения сокрушительного удара по большевизму.

До конца мая 1937-го года высокопоставленная оппозиция отвечала Гитлеру: большевизм скоро сам нанесёт по себе удар: в высшем руководстве РККА зреет заговор во главе с Тухачевским. Но потом стало известно об аресте «красного Бонапарта» и его сообщников, и это нанесло сильный удар по той группе германского генералитета, которая ратовала за недопущение открытой большой войны с СССР.

«Видите, как эти господа блестяще умеют вести внешнюю политику? Где группа Тухачевского, этот мнимый «русский козырь», эта «вторая нога», на которой должна стоять германская внешняя политика? Она под землёй!» – раздражённо говорил фюрер своим стратегам.

⚡«Мы решили провести ночные стрельбища без ведома венгров: их ответ был очень позорным!»- пограничник РККА о начале войны

Фюрер и Вернер фон Фрич. Фото в свободном доступе.
Фюрер и Вернер фон Фрич. Фото в свободном доступе.

Эти слова зафиксированы в донесении начальника 1-го отдела РУ РККА комдива Оскара Стигги наркому обороны СССР Климу Ворошилову. В этом же документе, от 21 августа 1937 г., Оскар Ансович пишет:

«В германских дипломатических кругах утверждают, что после дела Тухачевского прекратилось, якобы, влияние армии на германскую внешнюю политику».

Больше Гитлер своих скептически настроенных генералов не слушал, и всё больше укреплялся в «гениальности» своей стратегии «натиска на Восток». А у генералитета скепсиса становилось всё меньше и меньше из-за того, что все рискованные военные авантюры фюрера завершались триумфальными победами: аншлюс Австрии, аннексия Чехии, вторжение в Польшу, во Францию, в другие европейские страны. Ну как тут было не уверовать в собственное превосходство и непобедимость!

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, почему Гитлер не напал в 1937 году?