Здравствуйте! Есть известная фраза: «Гений и злодейство несовместимы», но так ли это на самом деле? Может ли ужасный и злобный человек быть настоящим гением или хотя бы очень талантливым? Ну и ещё есть мнение, что настоящий художник должен быть независимым. Можно ли создать шедевр, не имея творческой свободы, работая на «дядю» под чётким контролем?
Я понимаю, что это весьма философские вопросы, но они меня волнуют и хочется поговорить на эти темы с вами. Тут нет никаких политических намёков, хотя сейчас многие обсуждают ситуацию с внезапным появлением псевдопатриотов, готовых на любые услуги ради выделения бюджетов и прочих благ. О них мы уже говорили, сегодня хочется пофилософствовать. Итак, давайте представим такую ситуацию - есть некий актёр, который является отвратительным человеком во всех аспектах. Он изменяет и врёт жене, бьёт детей, ненавидит всех вокруг, ненавидит своих зрителей и вообще, представим, что он предатель, людоед и имеет ещё более страшные грехи. Но, при этом, на сцене и в кадре он творит настоящие чудеса. Гениально играет любую роль так, что глаз не оторвать. Возможно ли такое? Как думаете?
Многие мои знакомые, да и я, честно говоря, уверены, что талант обязан быть светлым. Ну не может в моём понимании настоящий злодей быть прекрасным актёром, драматургом, литератором, художником и т.д. Ведь чтобы нести свет со сцены, нужно чтоб и в душе был этот свет. Хотя, некоторые мои собеседники считают что это необязательно. Они говорят, что всё дело в нашем восприятии - мы просто не можем разделять личность актёра и его роли. И как бы он гениально не играл, мы помним что он сделал или сказал, согласны?
Ну и второй момент - не бывает абсолютного зла. Оно встречается лишь в плохом кино и совсем уж детских мультфильмах, а в жизни зло всегда многогранно. Человек может делать гадкие поступки, чередуя их с добрыми, может оправдывать своё зло благими намерениями, а главное - зло может быть субъективным: для кого-то оно может быть вовсе и не злом. И, возможно, злодей может быть гением, просто не все воспринимают его злодеем.
Ну и вторая тема, о которой хочу поговорить - может ли художник быть полностью зависим и создать шедевр? Представим ещё одну ситуацию: режиссёр подписал жёсткий контракт, и он не может привнести ни одной своей идеи. Он должен ставить по чёткому плану и сценарию, которые написали другие люди, должен следовать приказам. В общем, никакого простора для творчества. Может ли в таких условиях родиться шедевр? Сейчас чуть ли не 80 процентов нашего кино снимается нанятыми режиссёрами на готовый сценарий, и выходит, в основном, ну вы сами видите.
Но некоторые мои коллеги считают, что талантливый художник всегда сможет найти точки опоры, сможет вдохновиться чужим текстом, найти в нём прекрасное и лавировать, создавая нечто прекрасное. А приказы он сможет подмять под себя и сделать так, чтобы заказчики думали будто это их задумка.Но на практике - я не могу назвать ни одного такого случая. В основном, режиссёр отрабатывает гонорар, выполняя заказ, и не вкладывает душу в чужой и чуждый ему текст. Да, в Союзе была жёсткая цензура, а шедевры были, но тогда режиссёры горели своим кино, сами готовили материал, репетировали и до последнего бились чтоб их идеи пропустили на экран. Сейчас такого почти нет.
Или я ошибаюсь. Что думаете? Напишите, пожалуйста, в комментариях!
И приглашаю вас в мой Телеграм - канал, где я стараюсь писать более свободно, обсуждать с вами интересные темы и быть всегда на связи. Вы очень поддержите меня и канал, если подпишетесь в Телеграм. Спасибо.
Если пропустили предыдущую статью, то предлагаю прочитать и её:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин