Современная техника «разбаловала» фотографов, и она же небывало расширила возможности человека в способах наблюдений за живой природой. Сейчас никого не удивишь веб-камерами в гнезде, которые передают в сеть, позволяя в любой точке мира видеть секреты семейной жизни осторожных хищных птиц или в дупле (норе) куда раньше можно было заглянуть лишь в отсутствии хозяев с фонариком. Фотоловушки в лесу или на недоступной горной тропе, способны целый год записывать всех животных, проходящих под их прицелом, причем как днём, так и ночью. Именно при помощи этих технологий мы теперь знаем о животных больше. Из любой страны человек может увидеть недоступные ранее моменты поведения птиц у гнезд, всего лишь подключившись к сети интернет. Но иногда автор канала просматривает отснятые материалы и выбирает самое лучшее, чтобы зрители не тратили зря свое время и выкладывает только интересные моменты, записанные на камеру. На Дзене я подписан на 4 таких канала:
1. Канал посвящен гнездовой жизни хищных птиц (в частности орлов могильников) @https://dzen.ru/orlanbeloxvost
2. Канал в котором много видеоматериала о животных Приокско-Террасного заповедника @https://dzen.ru/id/624834d2eaf14d3b0fad5e37
3. Канал, где автор выкладывает короткие видео с ловушек, установленных в лесу (Ленинградская область) @https://dzen.ru/luckyangler
4. Видео с ловушек в лесу Московской области (автор ставит их совсем рядом с теми местами, где я снимаю) @https://dzen.ru/igorb
И если упомянутые выше приборы (ловушки) пока ещё не слишком высокого качества, то уже созданы миниатюрные фото и видеокамеры, способные записывать высококлассное изображение много часов подряд. И все ограничено лишь только размером памяти карты и мощностью аккумуляторов.
Один из таких «девайсов» - экшен-камеры. Собственно, придуманы они для другой цели – снимать спорт, экстрим, подводное плаванье, прыжки с парашютом. Фиксация этих камер на автомобилях и мотоциклах, лыжах, сноуборде и на доске для серфинга позволяет увидеть передвижения с другого ракурса или в другом темпе. Но для съёмки живой природы эти камеры тоже пригодны, поэтому фотографы и операторы используют их часто. Мне удавалось пользоваться лишь двумя моделями: GoPro 3 и 10. Поэтому расскажу о собственном опыте их применения и интересных случаях, где были использованы эти камеры.
Камера GoProвеличиной со спичечный коробок, но имеет заметный объектив. Саму камеру замаскировать не вызывает проблем, а вот объектив закрывать нельзя. Камера снимает с широким углом. Поэтому для того, чтобы объект занимал значимую часть кадра, а не выглядел точкой, камеру приходится располагать как можно ближе к нему . Обычно птицу этой камерой стараешься снимать с 0,5 -1 м. Разумеется такое маленькое расстояние до объекта часто настораживает животных, а линза объектива всегда привлекает их внимание, поэтому они по-разному реагируют на этот предмет. Возможно они ассоциируют линзу с глазом.
Я купил первую экшен-камеру в 2013 году и в этот год мой друг и оператор Михаил Родионов снимал фильм о водных птицах по заказу канала «Культура». Камера GoPro3black имела неоспоримое преимущество отличающее её от всей остальной техники – в боксе она могла снимать под водой. Поэтому первый сезон новой камерой я так и не воспользовался - она находилась у моего товарища. Он оставлял её под водой у гнезда чомги, надеясь отснять, как птица, подныривая, подплывает к гнезду, пытался снять охоту чомги под водой. Для гарантированного результата нужно было иметь 3-4 таких камеры, чтобы установить их в разных местах. Идеального видеофрагмента о чомге Михаил так и не получил.
Но для фильма нужны не только материалы о «герое», но также необходимо было снимать других птиц, живущих на озере. И эта камера оказалась неоценимой при съёмках у гнезда болотного луня. Осторожные луни всегда подозрительно относятся к человеку или даже скрадку возле гнезда (это если вдруг фотограф захочет снимать, находясь в нём). Луни воспринимают крупный объект (например, скрадок или замаскированную палатку) как опасность и могут бросить гнездо даже когда в нем уже маленькие птенцы. Но экшен-камера не должна была вызвать беспокойство птиц, так как их птенцы уже начали оперятся, и Михаил смело оставил её у гнезда, для надежности привязав проволокой к какой-то ветке.
Представьте какого же было его удивление, когда, придя в следующий раз к гнезду он не обнаружил «чужой камеры GoPro» и даже её следов рядом с гнездом. Это могло означать одно – кто-то (человек или птица) унесли камеру с этого места. Мой товарищ ещё раз внимательно осмотрел место и даже гнездо, на котором сидели птенцы. Он заметил в подстилке гнезда часть провода, который использовал, чтобы зафиксировать камеру к ветке. Потянув за него и немного разворошив влажную подстилку, Михаил вытащил камеру, которая была втоптана в основание гнезда, так тщательно, что снаружи она была не видна. Запись на карте памяти подробно «рассказала» как самка, увидев камеру уронила её объективом вверх и затем затоптала в подстилку гнезда. Кстати, получились уникальные кадры, когда камера была направлена в небо, как самка приземляется в гнездо. Они то и вошли в фильм (на 41 минуте), который позже смонтировал Михаил. Фильм называется «Последнее лето московской чомги». Его можно посмотреть сейчас онлайн на канале Михаила:
https://www.youtube.com/watch?v=CLnr9y95_Mc
Камера GoPro много раз выручала меня, когда надо было снимать птиц близко, но с широким углом, чтобы показать обстановку. Если птицы посещали водопой или лужу в поле, где стояла камера, то они сторонились, но не пугались её, что позволяло снимать птицу в её биотопе. Для этого камера включалась на запись, и она работала, пока не заполнялась карта памяти. Так же я записывал дупелей и тетеревов на токах, бекаса на луже и рябчика на рябине. Но возле гнезд птицы вели себя по-разному: одни её не замечали, другие долго не подлетали, третьи агрессивно клевали объектив. Такая реакция зависит не от вида птица, а от её индивидуальных особенностей. Например, сороки, долго изучая камеру со стороны, затем перестали её боятся и лишь из любопытства клевали линзу объектива. Эта камера хороша для съёмок под водой и однажды, находясь на отдыхе в санатории Валуево, когда я опускал её на длинном удилище под воду пруда, бдительные отдыхающие обратились к администрации, чтобы те вызвали полицию. Они подумали, что я ловлю рыбу «электро-удочкой»… Мнем пришлось объясняться с администрацией, доказывая свои благие намерения.
В начале этой статьи я упоминал об осторожном отношении животных к миниатюрной камере. Казалось бы, камера маленькая, и она никак не может принести вреда животному. Но, как правило, млекопитающие, так и птицы увидев фото-ловушку или экшен-камеру сразу осматривают (обнюхивают) её. Некоторые обходят её стороной, стараясь не попадать в поле зрения «глаза»-объектива. Сообразительные птицы, такие как врановые, не доверяют камере даже после нескольких попыток снимать их. Показателен случай, который произошел во время съёмок в этом году. В начале года мне удалось удачно поснимать беркута возле туши лисы, которая находилась в поле, недалеко от дороги. Съёмка получилась импровизированной – днём я сделал снежные стены для скрадка, а в 5 утра следующего дня забрался туда с аппаратурой
Съёмка беркута оказалась успешной, но кроме него на туше пировали другие хищники, например, орланы-белохвосты. Они не прилетали на следующий день, после того как я их заметил у лисицы, но мне хотелось снять этих птиц, и мы с другом решили устроить приваду в более спокойном и удалённом от машин месте.
В один из выходных дней января мы приехали в заранее выбранное по карте место на машине со строительными материалами. Вбили колья в морозную землю, сделали крышу из деревянных поддонов, натянули на стенки полиэтиленовую пленку, изнутри всё обили картоном от упаковочных коробок. На следующей неделе я один выкладывал приваду: кости, кожу и потроха. И затем я пробовал караулить, чтобы снять на видео орланов.
Я приезжал к укрытию затемно, оставлял машину в полукилометре от него и прятался внутрь. Вокруг привады я ставил 2 экшен-камеры GoPro, тщательно замаскировав их снегом и белой х/б тканью, так что виден был лишь объектив. Камеры лежали на снегу, чуть выступая выше снежного покрова. С рассветом прилетали вороны, рассаживались на деревьях, но к еде никто из них не спускался. Однажды прилетела сорока, но вела себя испугано и тоже не спустилась вниз, а просидела на ветке над привадой. Лишь сойка безбоязненно таскала корм, не обращая внимание на осторожность воронов. Орланы белохвосты тоже прилетали, но я их видел не из скрадка, а только днем, когда заранее, за день до съёмок, выкладывал приваду. За три недели я отснял из скрадка только сороку и записал голоса воронов…
Мой друг каждый раз интересовался результатом съемок, а я честно рассказывал о неудаче. Наконец, видимо ему надоело это дело, и он, несмотря на мои провалы, решил приехать посидеть в скрадке тоже. Укрытие мы строили на 2 съёмочных места, поэтому тесниться не пришлось. Все выполнили как обычно, приехали затемно, выложили кости и шкуры (с салом) перед скрадком и устроились внутри него ещё в темноте. С той лишь разницей, что в этот день экшен-камеры я решил не ставить, ведь все равно никто не подлетает (так подумал я). Каково же было мое удивление, когда ещё до восхода солнца к выложенному угощению стали подлетать вОроны и драться между собой из-за вкусных кусочков. Их было не менее 20.
Затем прилетела пара сорок и прыгали в 5 метрах от нас. Орланов мы так и не увидели, возможно потому, что они уже отлетели, ведь эта съемка происходила уже в марте. Но вороны прилетели явно только после того, как увидели, что экшен-камер нет.