История модификации британского танка Mark V* с прожектором, созданного во Франции.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Первая мировая война практически не знала боевых действий в ночное время. Большинство танков даже не оснащались фарами, потому что никаких боевых действий в ночное время вести не могли, и так через узкие щели в броне ничего видно не было, а без освещения вообще никакое движение без аварии не осуществить. Решение простое - подсветить поле боя, простое, но так и не решенное до настоящего времени. Воевать ночью неудобно и грозит большими потерями техники и живой силы при спорной возможности достичь результата. Установить прожекторы на боевые машины казалось возможным. В 1919 году такие испытания проходили во французских учебных танковых школах. Прожектора устанавливались на "французское всё" - Renault FT TSF. Но и в тяжёлых танковых отрядах такие машины были испытаны, на базе полученных из Британии Mark V* или как их называли во Франции - Mark V Etoile.
Projecteur sur Mark V Etoile/Прожектор на танке Марк V Стар
Страна: Великобритания (доработка Франция)
Год выпуска: 1919
Кол-во выпущенных: 1-2 из 645 всего выпущенных
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)
Размеры: 9881x4140/3200x2654 без прожекторной вышки
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 33 530 male
Экипаж: 8
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 8 km/ч
Вооружение:
2хOrdnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4-7 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun («самец»)
6-9× 7,7-мм Hotchkiss machine gun («самка»)
Бронирование:12 -16 мм.
Где посмотреть: Mark V* - сейчас танк находится в ремонтной мастерской Форта Беннинг (National Armor and Cavalry Museum, Fort Benning, GA, USA), хотя изначально принадлежала музею в Форт Нокс (Fort Knox).
Первыми о ведении боевых действий в ночных условиях озаботились французы. На танках Char Saint-Schamond первой серии боевой прожектор устанавливался на крыше танка между двумя командирскими башенками и прикрывался бронированной крышкой. Эффективность подобной установки неизвестна, но на боевых машинах второй серии дополнительный осветитель уже не ставился, но именно на Сен-Шамонах с их электромеханической переедай и наличием мощного генератора это было удобно. После войны была сконструирована осветительная установка, которая представляла собой один или два небольших 30-ти сантиметровых прожектора, установленные на примерно 5 метровой мачте. Главной задачей было освещение пространства перед танком. Такая мачта крепилась на башне легкого танка FT. Такая же мачта была установлена на крыше полученного из Британии танка Mark V* или как их называли во Франции - Mark V Etoile. Танками Mark V* были оснащены специально созданные Тяжёлые группы (Groupement lourd) в Специальной артиллерии (Artillerie Spéciale).
Британские танки появились в частях французской Специальной артиллерии, аналоге британского танкового корпуса, в ноябре 1918 года, и стадли следствием обеспокоенности французского генералитета ситуацией с развитием проектов собственного тяжёлого танка FCM и союзного Mark VIII Liberty. Выпуск средних танков Сен-Шамон и Шнейдер был уже закончен и повторно заказывать их никто не собирался. Проект нового среднего танка Schneider CA3 не казался удачным, а собственный тяжёлый танк FCM судя по всему задерживался на неопределенное время и получался очень сложным и дорогим. Оказаться в начале 1919-года только с легкими танками Renault FT французам не хотелось и уже начиная с декабря 1919 года они начали давить на британцев с просьбой поставить им 200 новых танков. В ответ 11 марта 1918 года британцы предложили 200 танков Mark IV из запасов британской армии с поставкой в апреле 1918 года или 200 Mark V в октябре 1918 года. От "IV" французы благоразумно оказались, а вот по поводу "V" переговоры продолжались вплоть до лета 1918 года.
В итоге в ноябре 1918 года начались поставки модификации Mark V*. ОДин из первых прибывших танков был отправлен на экспериментальную базу в Шале-Медон, где на нём проработали установку собственного французского двигателя двенадцатицилиндрового двигателя Panhard V12J вместо мотора Рикардо. По оценкам специалистов фирмы Панар им потребовалось бы около 6 месяцев для установки Panhard V12J на танке Mark V *. 6 ноября 1918 года начальник танкового корпуса генерал Этьен доложил военному министру, что получено 99 танков Mark V * (86 пушечных и 13 пулеметных) и два вагона с 424 пулеметами Гочкисс. Пулемёты Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun, хоть и были французской конструкции не стояли на вооружении танкового корпуса и производились на заводе в Британии, поэтому их поставляли отдельно. 18 ноября 1918 года военный министр сообщил британскому правительству, что он отменяет поставку последних танков Mark V *, в итоге до Франции дошло 105 танков Mark V * по цене 5000 фунтов за боевую машину.
На базе отрядов танков Schneider в лагерях Camp AS de Bourron и Valdahon были сформированы в ожидании танков FCM-1C три тяжелые танковые ((Groupement Lourd) группы из танков Марк V*, причём в каждой группе оставляли по танку Шнейдер для поддержания навыков по управлению. В 1919 году считалось, что это временное решение и британские танки вот-вот будут заменены гораздо более совершенными французскими а пока экипажи учились технике и тактике использования тяжёлых танков, которой у французов во время войны не было, как не был и тяжёлых танков. В рамках изучения тактических возможностей на танки Марк V* и монтировалась осветительная установка. Точно известно об одной такой установке на танке №10220 в лагере Буррон (du Camp AS de Bourron). Использование прожекторов в условиях ночного боя достаточно спорное тактическое решение. Хотя конечно фактор ослепления присутствует, но яркий прожектор является отличной целью и будет поражен в первую очередь. С этой точки зрения маленькие "фары" на мачтах были предпочтительнее. Тем не менее итоги использования неизвестны, но с учётом того, что дальнейшего развития эта идея не получила, испытания осветительных установок на танках для ведения боевых действий ночью были неудачными и использовать их было полезно только для организации эвакуации и ремонта в ночных условиях, но для этого можно было использовать и более дешевые носители, чем тяжёлые танки.
Танки Mark V* прослужили в частях Специальной артиллерии до 1931 года, когда были списаны, не получив замены, во Франции после сверхудачного Renault FT долго не удавалось создать хоть сколько-нибудь удачный танк, а тяжёлых в серийных количествах они не смогли начать производить вообще. Иногда можно встретить упоминание, что на танки Mark V* французы пробовали поставить свою пушку canon de 75 mm apx Blockhaus Schneider, которая хорошо себя показала на Шнейдерах, но таких фотографий пока в открытых источниках нет.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах и развитии первого прототипа можно в других статьях на канале:
- Mark II испытание трансмиссий. Путь танка. Часть 4.13. Mark II. Двойка превращается в пятерку. Испытательные стенды для новых трансмиссий
- Mark V mockup. Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя
- Mark VI mockup. Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв
- Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией
- Mark V Crib Trench Crossing. Путь танка. Часть 5.6. Mark V Crib Trench Crossing. 1918. Танк-путепрокладчик, теперь и на базе "пятерки"
- Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank. Путь танка. Часть 5.8. Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank. Универсальная машина разграждения
- Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик
- Royal Engeneer Tank Mark V** Inglis Assault Bridge. Путь танка. Часть 5.10. Royal Engeneer Tank Mark V** Inglis Assault Bridge. На службе у инженерного корпуса
Источники:
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections, issued in 2014, ISBN: 978-2-35250-322-4.
http://www.chars-francais.net/2015/index.php/liste-chronologique/des-origines-a-1930?task=view&id=11