Найти в Дзене
Эйдос

Нехороший приём

Хуторской А.В.

Есть один нехороший приём, который применяют люди определённого типа. Вы наверняка встречались и с этим приёмом, и с таким типом людей. Приём я называю "Отругать - украсть - подменить - выдать за своё".

Впервые такой приём я встретил и осознал лет 20 назад. Вот как это произошло. Я работал в институте РАО и у нас должен был состоятся семинар по теме дистанционного образования. Тогда это была инновация. Был поставлен мой доклад и доклад тогдашней зав. лаборатории дистанционного обучения Е.В. Полат. Я с коллегами уже лет пять проводил дистанционные эвристические олимпиады, проекты, в том числе международные. Как учёный разрабатывал педагогические основы дистанционного обучения, предложил интегрировать информационные и педагогические технологии. Вот, думаю, сейчас выступим, поможем всем продвинуться в направлении научной разработки дистанта. Выступил. Потом выступает Полат. К моему удивлению, её выступление полностью посвящено моей критике, критике того, что я делаю и предлагаю. И ничего почти сама не предлагает, кроме как заклеймить мою позицию и меня. Ничего себе, думаю. с чего бы это? Никаких конфликтов у меня с нею не было, наоборот, сам пригласил её поучаствовать. Понял я только спустя год-два, когда в её статьях и книжках встретил вот ту мою идею - интегрировать информационные и педагогические технологии. Она об этом стала писать.

Другой пример такого приёма встретил спустя лет десять, когда были опубликованы стандарты второго поколения, разработанные под руководством А.Г. Асмолова. Увидел в этих стандартах термин "метапредметные", который прорабатывал уже лет 15, создал и провёл с учениками экспериментальные метапредметы "Числа", "Мироведение", "Культура", опубликовал их, включил метапредметный подход в свой учебник дидактики. Темой метапредметов с 1990-х годов занимался также и Юрий Громыко, у нас с ним было нечто общее, но были и отличия. И тут вдруг метапредметность появилась в стандартах! С одной стороны, обрадовался, но когда причитался, увидел, что всё там по метапредметности искажено до неузнаваемости, просто произоша подмена того, что в педагогике всегда называлось общеучебным. Новое словечко, видимо потребовалось, чтобы обосновать новизну тех стандартов. Ошибки Фгосов я проанализировал и опубликовал (по поиску найдёте: Хуторской, 12 ошибок ФГОС), но их так и не исправили до сих пор.

Примеры этого приёма есть и в более глобальных вещах. Например, чьё Рождество происходит в период Зимнего Солнцестояния на Руси с древнейших времён? Правильно, Бога Коляды - молодого Солнца, начинающего новый год. Отсюда и колядки в честь такого события. Кто и почему решил подменить колядки на святки? Что, в Библии где-то есть описание этих "святок"? Или там есть праздник Масленицы? И что в основе христианского календаря, разве Солнце как у славян? Нет, Лунный там календарь в основе.