Давно наблюдаю тенденцию в среде предпринимательства, что сначала налаживают продвижение и продажи, а потом занимаются продуктом, или вовсе им не занимаются. Уверен, многие испытывают это на себе, когда находятся в роли потребителя.
Если почитать книги, по-настоящему великих людей, тех которые из ничего создали великие компании или даже корпорации, и реально сделали мир значительно лучше за счёт своего продукта, мы увидим, что каждый из них, первично думал о продукте! О том, как его сделать "совершенным" или хотя бы приблизить к воображаемому идеалу. А после выпуска своего продукта, эти люди занимались не продвижением и сбытом, а совершенствованием продукта.
Очевидно, в России так не принято. Я состою во многих бизнес сообществах, и везде одна и та же модель создания бизнеса:
- выпустить минимально жизнеспособный продукт с минимальными вложениями
- наладить сбыт товара или предоставление услуги
- применять максимальную маржу (чтобы окупить свою не эффективность)
- реинвестировать прибыль только в продвижение
- не инвестировать в совершенствование продукта
На самом деле, правильно в обоих случаях, в конечном итоге это зависит от целей основателя бизнеса. Если цель создать, если уж не могущественную корпорацию, то хотя бы компанию, за которую испытываешь гордость - больше подойдёт первая модель "фокус на продукте".
А если цель основателя только создавать для себя доход, то вторая модель подходит значительно лучше. Обычно при использовании такой модели, приходится периодически менять нишу, а иногда даже номер телефона 😂
Как поступил я?
Я отношусь к первой группе предпринимателей, то есть я хочу создать ландшафтную компанию, за продукты которой меня будет распирать гордость.
НО! Я должен вам признаться, начал я с продаж
Когда я выбирал нишу для нового бизнеса, у меня было несколько критериев:
- ниша мне нравиться (мне всегда нравились ниши связанные с загородным жильём)
- ниша с большой ёмкостью рынка
- имеет большую возможность к масштабированию
- продукт должен иметь не узкую аудиторию
- продукт не должен быть для "бедных"
- ниша не связана с алкоголем и табаком
Ландшафтный бизнес подходил под эти критерии, меня сразу зажгла эта идея. Я быстро описал организующую схему компании и описал воронку дохода.
Конечно же, на бумаге всё прекрасно, я это проходил уже 5 раз, только в своём бизнесе 😂 А еще я был свидетелем расцветов и закатов десятков чужих бизнесов и стартапов. По этому, нужно было фактически подтвердить, что такая воронка дохода работает, и бизнес реально запустить "прямо сейчас". А как подтвердить? Конечно же, нужно найти способ общаться с потенциальными клиентами, найти потенциального клиента и получить от него оплату, как подтверждение того, что действительно процесс жизнеспособен.
Я выполнил некоторую подготовку перед продвижением и продажей, сейчас это называется "упаковка/распаковка", а в моей старой американской школе, это называется "подготовил материалы понимания".
Что продавать в первую очередь?
В моей воронке дохода, первый платный продукт - это ландшафтный проект. Его я и пробовал продать, еще до того, как полностью разобрался что же это такое, и чем отличается "хороший" проект от "плохого" проекта.
По сути, в каждом бизнесе должен быть вводный продукт - продукт который активно продвигаете и продаёте, тот продукт с которого начинается сотрудничество клиента с вашей компанией.
Всё было по классике второго способа работы, сначала я нашёл заказчика, продал ему ландшафтное проектирование, и уже потом нашёл ландшафтного архитектора, который выполнил работу.
К слову сказать, получился не плохой продукт, тот первый проект, мы до сих пор используем в качестве материала понимания, в качестве примера для клиентов.
Но в тоже время, после сдачи каждого проекта, я выписывал различного рода не оптимальности и отклонения, и летом мы создали и описали новые стандарты для проектирования, которых теперь должны придерживаться ландшафтные архитекторы и дизайнеры! Но мы продолжаем вести сбор обратной связи по проектам, так как в моей реальности, совершенствование продукта - это процесс бесконечный!