АО «Газпром энергосбыт Тюмень» 17 лет осуществляет поставку электроэнергии в статусе гарантирующего поставщика на территории ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области. Также расширяется деятельность Общества за счет смежных секторов. Сегодня компания является одним из крупнейших региональных расчетных центров, ежемесячно доставляя потребителям более полумиллиона платежных документов по жилищно-коммунальным услугам. Об особенностях данного направления деятельности и его перспективах развития рассказал заместитель генерального директора — директор филиала АО «Газпром энергосбыт Тюмень» Александр Левченко.
— Александр Анатольевич, АО «Газпром энергосбыт Тюмень» прежде всего знают, как гарантирующего поставщика электрической энергии в Тюменском регионе. Но ведь помимо основного вида деятельности — энергоснабжения потребителей — Общество активно развивает еще одно направление — это расчетно-кассовое обслуживание населения на коммерческой основе.
— Действительно, опыт компании в части предоставления услуг по централизации расчетов за услуги ЖКХ достаточно серьезный. Первые шаги в этом направлении были сделаны порядка 10 лет назад. И если в начале этого пути наших партнеров можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сегодня у нас более 170 заказчиков данного вида услуг — это региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, фонды капитального ремонта многоквартирных домов, управляющие и ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, предоставляющие жилые помещения по договору социального найма.
— Как вы относитесь к высказыванию, что компания, оказывающая услуги исполнителям коммунальных услуг в качестве платежного агента, — это лишнее звено?
— Это заблуждение, и возникает оно от непонимания сути этого процесса. Наша компания осуществляет целый комплекс мероприятий по расчетам и начислениям платы за жилищные и коммунальные услуги, приему платежей от населения, абонентскому обслуживанию, формированию и доставке платежных документов, работе с дебиторской задолженностью и ведению претензионно-исковой работы в отношении должников. Если та или иная организация в сфере ЖКХ делегирует данный функционал или его часть, значит, для этого есть веские причины. К примеру, управляющая компания предоставляет коммунальные услуги гражданам, но не имеет возможности организовать прием платежей, печать и доставку платежных документов. В этом случае, чтобы избежать издержек и обеспечить должное качество обслуживания своим клиентам, между исполнителем коммунальных услуг и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Сегодня у нас 195 таких договоров, и мы выполняем в полном объеме все принятые на себя обязательства перед нашими заказчиками и конечными потребителями коммунальных услуг.
— Конечные потребители жилищно-коммунальных услуг с пониманием относятся к тому, что АО «Газпром энергосбыт Тюмень» становится платежным агентом?
— В первое время со стороны населения бывают негативные реакции. Не все люди легко принимают какие-то новшества, особенно, когда это касается сферы ЖКХ. Мы относимся к этому с пониманием: стараемся заранее информировать людей о предстоящих изменениях, рассказываем об очных и дистанционных сервисах компании, усиливаем работу службы клиентской поддержки.
С уверенностью могу сказать, сложности «переходного периода» — явление временное и кратковременное. Потребители получают в итоге единый платежный документ, куда помимо электроэнергии включены и другие жилищно-коммунальные услуги, не нужно ради оплаты и решения каких-то иных вопросов обращаться в несколько разных инстанций. Абоненты оплачивают все услуги, используя привычные для себя сервисы, с помощью которых ранее оплачивали счета за свет. Кроме того, мы задействуем максимальное количество каналов коммуникации с клиентами: они могут обращаться к нам посредством сервиса «Личной кабинет клиента» и формы обратной связи на сайте компании, по многоканальному номеру телефона, в официальных сообществах в социальных сетях, в центры обслуживания клиентов по месту жительства. Эти и другие преимущества в итоге повышают уровень доверия конечных потребителей к АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в качестве платежного агента.
— Клиентская база увеличивается, в том числе за счет расчетно-кассового обслуживания, насколько готовы к этому очные офисы компании?
— Абсолютно готовы. АО «Газпром энергосбыт Тюмень» реализована масштабная программа по реновации центров обслуживания клиентов на всей территории деятельности компании. Только в ЯНАО было открыто более десятка офисов нового формата, отвечающих всем современным требованиям. Аналогичная работа проведена в различных районах Тюменской области и ХМАО-Югре, где в Нефтеюганске находится самый большой по площади среди центров обслуживания клиентов АО «Газпром энергосбыт Тюмень». В средних и крупных населенных пунктах мы стараемся предусмотреть, чтобы офис располагался в районе с удобной транспортной развязкой, преимуществом для выбора нового помещения также является отдельный вход и размещение на первом этаже. Здесь не бывает мелочей, фронт-офисы — это лицо компании, а их реновация — еще один шаг к построению единой качественной системы взаимодействия с потребителями услуг ЖКХ. Благодаря такому подходу сегодня наше предприятие предоставляет заказчикам готовую современную инфраструктуру очного обслуживания для населения — это 81 центр обслуживания клиентов в городах и поселках Тюменского региона.
— Как быстро расширяется география населенных пунктов, в которых компания представлена не только как поставщик электроэнергии, но и как платежный агент?
— Как правило, в год АО «Газпром энергосбыт Тюмень» заключает несколько десятков договоров на расчетно-кассовое обслуживание населения. К примеру, в 2021 году к компании присоединились 38 новых контрагентов в городах Надым и Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, в поселениях Белый Яр и Солнечный Сургутского района ХМАО-Югры, в Тобольском и Ишимском районах Тюменской области. В 2022 году мы начали работать еще с 26 организациями в Лангепасе, Мегионе, Нижней Тавде, Уренгое, Локосово и других населенных пунктах. Если посмотреть на сайте АО «Газпром энергосбыт Тюмень» карту территории присутствия услуг расчетно-кассового обслуживания, можно убедиться, что данное направление деятельности компании — один из важнейших векторов развития компании на ближайшие несколько лет.
— Александр Анатольевич, насколько высокая конкуренция на рынке платежных услуг, обеспечивающих работу ЖКХ?
— Наблюдается тенденция к укрупнению игроков на данном рынке. Эта сфера деятельности предполагает наличие у платежного агента собственной инфраструктуры обслуживания, широкого спектра очных и дистанционных сервисов по оплате услуг, рабочих кейсов по взысканию дебиторской задолженности, да и в целом солидного опыта по централизации расчетов за услуги ЖКХ. Такие высокие требования при выборе платежного агента объясняются просто. Руководители организаций заинтересованы в корректных и прозрачных расчетах и начислениях за жилищно-коммунальные услуги, которые они предоставляют населению; своевременной доставке квитанций абонентам; переводу средств, поступивших от граждан, на счета поставщиков ресурсов и услуг строго в обозначенные в договоре сроки и так далее. А если платежный агент не обеспечивает высокую собираемость платежей, то он фактически ставит под угрозу бизнес контрагента. Ставки очень высоки.
— АО «Газпром энергосбыт Тюмень» удается создать фундамент для финансовой стабильности бизнеса контрагентов?
— Мы обеспечиваем высокую собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги по всей территории присутствия. К примеру, по итогам 2020 года компания собрала и перечислила поставщикам коммунальных услуг и иным организациям в ХМАО-Югре, ЯНАО и Тюменской области 3,4 млрд руб., в 2021 году — 4,4 млрд руб. В 2022 году данные показатели прогнозируются в объеме 5,4 млрд руб, то есть ожидаем увеличение уровня сборов по сравнению с 2021 годом на 20%.
А что такое фундамент стабильности для бизнеса наших контрагентов? Это значит, что данные организации сохраняют рабочие места, своевременно платят налоги. Оказывая услуги расчетно-кассового обслуживания населения поставщикам ресурсов и исполнителям коммунальных услуг, мы даем им возможность сосредоточиться на своей основной деятельности, к примеру, обслуживании жилого фонда, — это в свою очередь сказывается и на качестве предоставления этих услуг жителям городов и поселков в ХМАО-Югре, ЯНАО и Тюменской области. Конечно, большое значение имеет уровень ответственности руководства организаций, их подхода к работе, конструктивного диалога с органами власти, но так или иначе мы все-таки меняем сферу ЖКХ в лучшую сторону. Кроме того, нет практически ни одного человека, которого бы не касались жилищно-коммунальные вопросы, поэтому от способности организаций, задействованных в этой сфере, отвечать насущным нуждам населения зависит и социальная стабильность.