Президент предложил уменьшить «колоссальную нагрузку» врачей первички с помощью стажёров - ординаторов второго года. Минздрав пошёл ещё дальше, вознамерившись переформатировать всю работу участковых, дополнив её новым функционалом с повышением ответственности, анонсировав новый проект модернизации…
Форум «Моя поликлиника» развязал языки, приоткрывая задумки ведомственных чиновников, не сулящие покоя врачам первичного звена. Министр Мурашко не скрывал, что модернизация затронет каждое третье ЛПУ, «подходя к модернизации первичного звена, мы рассматривали всю систему здравоохранения с позиции пациента», поставив во главу угла доступность и качество медпомощи во имя достижения целевого показателя продолжительности жизни. Несмотря на все сложности с кадрами, «система здравоохранения должна быть дружелюбной к пациенту».
Минздрав мыслил, как пациент и про пациента, но самого пациента в процесс сохранения его здоровья вовлекать не собирается, довольно и того, что «в среднем на каждого жителя приходится до 8 посещений поликлиники в год». Модернизация не ограничится ремонтом ЛПУ и поставками оборудования, изменят само первичное звено и функционал терапевта, как сообщил первый замминистра Владимир Зеленский: «В руках у терапевта находится весь бюджет здравоохранения, который должен быть направлен на укрепление здоровья граждан и недопущение наступления экстренных состояний».
Анонсирована смена традиционной модели первички, в которой участковый уже не будет диспетчером, а станет полноценным ВОП с новой мерой ответственности за свои дела и, «если такая работа ведётся эффективно, предусмотрены меры материального стимулирования», причём дополнительно к подушевому тарифу. Оценочные критерии не озвучены, только намёки за что будут «снимать стружку» - профилактическая работа: вакцинация, диспансеризация, диспансерное наблюдение с выходом на снижение частоты госпитализаций.
Министр Мурашко рассказал, что высвобождение времени врача для работы с пациентами требует переформатирования самой организации оказания первичной помощи с «расширением роли» среднего медперсонала и вовлечением немедицинских работников. «Онлайн-взаимодействие с системой здравоохранения без посещения медицинской организации, отказ от бумажных медицинских документов — ещё один важный проект, способствующий высвобождению времени врача. Врач не должен тратить много времени на выписку справок и рецептов».
Минздрав уверен только в позитивном результате модернизации первички, не исключено, что пациентам что-то понравится, о реальном отношении россиян к медицине рассказала анализировавшая результаты опроса глава Нацфармпалаты Елена Неволина: «Заявленное восприятие врачей потребителями как главного авторитета в вопросах здоровья можно было бы списать на эффект социальной желательности: на самом деле, большинство потребителей к врачам не ходит, лекарства выбирают через интернет или знакомых и принимают их ни с кем не посоветовавшись».
Интересы потребителя редко совпадают с интересами поставщика продукта «медицинская услуга». Интересы потребителя лежат в диаметральной пониманию поставщика плоскости: потребитель желает быть здоровым без каких-либо усилий, а поставщик ещё не бог, сколь не гоняйся он за удовлетворением интересов потребителя, без соучастия потребителя всё бесполезно. Потребитель завсегда покритикует здравоохранение, а живёт по собственному разумению, не обращая внимания на рекомендации врачей.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача