Изначально на месте пересечения Невского проспекта с рекой Фонтанкой располагался небольшой каменный дом, хозяевами которого был Иван Александрович Нарышкин и его супруга баронесса Екатерина Александровна Строганова. И.А. Нарышкин был потомком Ивана Ивановича Нарышкина, брата Полуэкта Ивановича Нарышкина (основателя рода Петра I).
Известна легенда, касавшаяся той ветви Нарышкиных, к которой принадлежал Иван Александрович. В семье из поколения в поколение передавалась борода юродивого Тимофея Архипыча, который предсказал прабабке И. А. Нарышкина Настасье Александровне Нарышкиной, что пока борода будет храниться в семье, род её не пресечётся и будет верен православию. Иван Александрович хранил бороду в особом ящике на шёлковой подушке с вышитым крестом. Однажды, при одном из переездов он её лишился. Поговаривали, что он поместил несколько из имевшихся у него белых мышей в тот же ящик, и они и уничтожили талисман. Так или иначе, ни у одного из сыновей Ивана Александровича ( а было их три ) не было наследников мужского пола, две внучки вышли замуж за католиков, а третья сама перешла в католицизм.
У следующих владельцев каменного дома на Невском проспекте не было в наследстве никакой бороды, зато денежные возможности были неограниченны. Анна Григорьевна Козицкая была владелицей громадного состояния своего деда Ивана Семеновича Мясникова (богатейшего купца-горнопромышленника).
Будучи богатой невестой она вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского, известного мецената и дипломата.
В 1797 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская приобрела у Ивана Александровича Нарышкина его каменный дом на углу Невского проспекта. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Деремцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле.
В 1799 году Александр Михайлович Белосельский указом Павла I был произведен в родовые командоры Мальтийского ордена и ему было повелено прибавить к своей фамилии прозвание «Белозерский» и писаться впредь князем Белосельским-Белозерским. Он стал первым представителем своего рода, кто стал носить двойную фамилию, именно поэтому он считается родоначальником Белосельских-Белозерских. Соответственно, с этих самых пор дворец на Невском стал носить привычное нам имя Дворца Белосельских-Белозерских.
У Александра Михайловича брак с Анной Григорьевной был вторым, первая его супруга умерла. От первого брака князь Белосельский имел троих малолетних дочерей: Марию, Наталью и Зинаиду. Своих падчериц Анна Григорьевна любила и воспитала вместе со своими детьми. В браке с Александром Михайловичем она родила троих детей: Эспера, Екатерину, Елизавету.
В своем роскошном дворце Анна Григорьевна устраивала балы и приемы, которые считались одними из первых по роскоши и богатству, а по великолепию их сравнивали с императорскими в Зимнем дворце. Благодаря своему положению, в 1824 году была пожалована в кавалерственные дамы ордена св. Екатерины, а в 1832 году в статс-дамы. Состояла почетным членом Императорского Вольно-Экономического общества.
Александр Михайлович скончался в своем дворце на Невском в 1809 году. Овдовев, Анна Григорьевна часто жили в Москве в доме, доставшемся ей от матери.
Наследник рода Эспер Александрович Белосельский -Белозерский решил перестроить дворец.
Он задумал построить здание в духе Растрелли. Архитектором был назначен Штакеншнейдер. Эспер скончался в 1846 году, когда был заложен только фундамент дворца. После его смерти дворец был достроен, хозяйкой дворца стала его супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова). Таким образом, свой современный вид дворец приобрел в 1847-1848 гг.
В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания.
Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.
В вестибюле при входе и на парадной лестнице расположены фигуры атлантов и кариатид. Их автором был скульптор Давид Иванович Иенсен.
Вестибюль и парадная лестница оформлены в одном стиле, они предстают , как единое пространство. Парадная лестница воздушна.
Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал:
Картинная галерея,
Парадная столовая,
Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве,
Золотая Малиновая гостиная- в ней фото запрещено. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. В интерьере дворца муранское стекло, каррарский мрамор, картины итальянских мастеров.
Витражи на окнах в Дубовом зале выполнены с применением техники лунного стекла.
Вернемся к истории владельцев дворца. Елена Павловна Белосельская-Белозерская во дворце не жила. Дворец на Невском она использовала для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым Дворцом, и сюда часто приходили царские особы.
Сын Елены Павловны и Эспера Александровича, Константин Белосельский-Белозерский стал следующим хозяином дворца. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом — по последней моде 1880-х.
Елена Павловна вышла замуж за князя Василия Кочубея, который стал заправлять семейными делами. А как мы помним семья была богата, основным источником доходов семьи были горные заводы на Урале (наследство Анны Григорьевны Козицкой). В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.
В 1884 году дворец был подарен брату Александра III, Великому князю Сергею Александровичу Романову на его свадьбу с Елизаветой Гессен- Дармаштадской (Елизаветой Федоровной). Дворец получил новое название — «Сергиевский».
С 1891 года дворец пустовал. Причиной тому было назначение великого князя на должность генерал -губернатора Москвы и переезд семьи.
В 1905 году Сергей Александрович был убит эсер-боевиком. Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа- Дмитрий и Мария (дети великого князя Павла Александровича). Мать детей умерла, а Павел Александрович был выслан из России из-за второго морганатического брака.
Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском.
Дмитрий Павлович вместе с Феликсом Юсуповым участвовал в убийстве Григория Распутина в Юсуповском дворце. После убийства он был выслан из России в Персию.
Во время Первой мировой войны с 1916 года в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы. Госпиталь просуществовал до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат. В дубовом зале есть фотографии, посвященные этому периоду истории дворца. На стене вестибюля сохранился знак госпиталя.
После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже- Куйбышевского района.
Из дворца была вывезена коллекция картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж.
Во время ВОВ во дворе дворца разорвалась бомба, стены пострадали, но огромные зеркала и люстры пережили блокаду.
В 1992 году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».
С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.
В 2012 году во дворце произошел пожар. Загорелась крыша.
В 2015 году проведена реставрация.
Сейчас во дворце располагается Санкт-Петербургский культурный центр «Дворец Белосельских-Белозерских» . Проходят театральные и концертные мероприятия, экскурсионные программы. Часть помещений занимает представительство "Первого канала".
Стоимость экскурсии- 400 руб. Льгот нет. Экскурсия длится час. Экскурсию проводят по парадным залам и Золотой Малиновой гостиной, которую занимает "Первый канал". Фотографировать можно везде, кроме Золотой Малиновой гостиной. Интерьеры в ней очень красивые, но увы. Расположена она на втором этаже, ее окно выходит на угол Невского и Фонтанки.
Заказ экскурсий по телефону: 315-52-36 или на сайте: https://beloselskiy-palace.ru/
Кроме экскурсии, интерьеры дворца можно увидеть, посетив концерт. Будут доступны все залы, кроме Дубового и Золотой Малиновой гостиной.
Билеты на концерты без комиссии также можно приобрести на указанном сайте.
Адрес: Невский проспект, дом 41.
О другом особняке Нарышкиных в моем посте:
Если Вас заинтересовала моя статья, ставьте "лайк", подписывайтесь на мой канал.