Прежде чем перейти к следующему рассказу о наших путешествиях в Тверской области несколько слов о том, где мы проживали. Возможно, кому-нибудь эта информация пригодиться. Остановились мы в частном семейном доме «Екатерининская слобода». Это очень интересное с природной точки зрения место. Слобода расположена в сосновом бору между двух озер – Селигера и Серменок. До Селигера 200 м, а вот часть озера Серменок непосредственно входит в территорию Слободы. Таким образом, от коттеджа до озера всего несколько десятков метров. Купание, катание на лодках, рыбалка отдыхающим обеспечена. Расположение в коттеджах комфортабельное, кухня хорошая.
От Екатерининской Слободы до следующей точки наших туристических поездок было всего 60 км. Это село Ширково в Пеновском районе, или, как его еще называют, Ширков погост. Чем был вызван наш интерес туда съездить? В Ширкове находится выдающийся образец деревянной культовой архитектуры - церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1694 г. Мне всегда казалось, что для того, что бы познакомиться с древним деревянным зодчеством нужно ехать в Карелию, в Кижи. Оказывается, нет. В центральной России тоже есть незаурядные памятники.
Ширково, или Ширков погост в конце 19 века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь.
Удивительной красоты деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, сохранившаяся в этих краях до наших дней, является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Еще в 1887 году писалось, что «по части pyccкогo зодчества наружность церкви представляет редкость и интерес». Такой тип храма некогда был распространен в Верхнем Поволжье. Так, известно существование подобной церкви в середине 17 века в Ниловой Столобенской пустыни. Но на сегодняшний день деревянных церквей подобной конструкции на территории России не сохранилось.
Вот как описывают храм искусствоведы. Сруб поставлен на валуны. При таком способе постройки нижняя часть храма "продувалась", дерево не гнило. Между валунами и нижним венцом прокладывали слой бересты - она также препятствовала гниению.
Основной четверик церкви, поставленный на высокий подклет, покрыт на восемь скатов. Над ним возвышается второй, меньший четверик, с такой же крутой восьмискатной кровлей, несущей, в свою очередь, третий, еще меньший четверик, покрытый, как и два нижних, и увенчанный большой главкой на круглой шее.
Высота церкви с крестом 45 метров, что делает ее самым высоким из деревянных храмов на территории России. Она на 8 метров выше знаменитой Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста. Композиция Иоанно-Предтеченской церкви, особенно ее первого яруса, необычайно живописна. Насыщенный светотенью, с мощными выносами бревенчатых консолей галереи, низ церкви создает впечатление могучей конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галереи подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов, решенных по сравнению с живописным первым ярусом более плоскостно, как бы графично. Контрастность эта не случайна. Вызываемый ею эффект восприятия памятника строго рассчитан и в решении частностей, и в общем объемно-пространственном решении памятника. Если первые два этажа его, выполненные из толстых бревен, соединены способом «в обло с остатком», то верхние из более тонкого леса - «в лапу», и их угловые стыки тщательно заглажены. Галерея опоясывает основной объем памятника с запада, севера и юга, опирается на мощные, трехметрового выноса, консоли. С запада вынос галереи больший (5 метров) в сравнении с другими сторонами. Здесь помимо консолей галерею поддерживают и массивные столбы, являющиеся одновременно и конструктивными опорами крыльца.
Интерьер памятника решен в традиционных формах древнерусского зодчества: стены тесаны топором из бревен большого сечения со скругленными углами, глухой, набранный из плах по балкам-матицам потолок, как в древнерусских клетских церквях, пол из массивных плах. Хорошо сохранились великолепно выполненные тябла (балки для установки икон) первоначального иконостаса. Живопись на них традиционна: мягкий, изящный орнамент из повторяющихся очень крупных и обобщенных волют. Иконы не сохранились. К сожалению, храм закрыт, и попасть внутрь церкви не представляется возможным. Он заперт и не функционирует ни как музей, ни как богослужебное помещение.
В самом селе есть лишь несколько домов, принадлежащих людям, следящим за храмом. Поскольку Ширково расположено в заповеднике, строительство новых домов запрещено. И это хорошо, а то бы давно застроили коттеджами.
Помимо деревянного храма в селе еще есть монументальная каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она была построена в 1913 г. в ста метрах от деревянной церкви.
Таким образом, в селе две одноимённые церкви, только одна деревянная, а другая кирпичная. Последняя была рассчитана на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая.
Из истории строительства храма. В конце 19 века Ширков погост стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Bокруг на несколько десятков километров не было церквей. Древняя деревянная церковь оказалась слишком маленькой, к тому же она не отапливалась, и молящимся зимой приходилось присутствовать при богослужении не иначе, как в тулупах и рукавицах. Поэтому местные жители, отдавая себе отчет, что деревянный храм представляет собой памятник деревянного зодчества, и чтобы не поступить по существовавшему обычаю, т. е. продать ее на снос и вырученные деньги использовать для строительства нового храма, взялись за постройку более просторной каменной церкви с отоплением. Строительство велось народным способом. Составился строительный комитет во главе с потомственным дворянином А. Н. Варажиным. Прихожанам был назначен подушный сбор, и за семь лет удалось собрать около 27 тысяч рублей. На эти средства храм вчерне был построен по проекту архитектора А. П. Фёдорова.
Вот какие удивительные места скрыты за лесами и озерами в Тверской области. И не так уж это далеко, доехать на автомобиле можно за один присест. И оно того стоит. Так что, друзья, путешествуйте по России-матушке. Внутренний туризм это классно!
Источник информации сайт sobory.ru