В этой статье не будет судебной практики или секретов о сохранении имущества и дохода в процедуре. Сегодня разберём основной вопрос клиентов - как выбрать специалиста, которому можно доверить ведение процедуры банкротства.
Когда пользователь вводит в строку поиска слова «банкротство» или «списание долгов», то поисковый алгоритм спустя некоторое время начнёт «заваливать» человека тонной предложений, одно выгоднее другого:
«Спишем долги с гарантией в договоре»
«Сохраним имущество»
«Финансовый управляющий в штате»
«Освободим от долгов за три месяца»
Как нашему герою разобраться, где правда а где ложь, и сказка с горьким уроком в конце, в какую лодку стоит сесть , чтобы плыть по этому океану банкротств без происшествий и непредвиденных обстоятельств?
1. По порядку и логически:
Есть только один человек, от которого в действительности будет зависеть исход мероприятия. Это финансовый управляющий. Суд прислушивается к его мнению, но только в том случае, если это мнение аргументированно, подкреплено фактами, практикой, и не противоречит закону. Да, ушлый менеджер по продажам из юридической фирмы скажет: наши юристы на банкротных делах собаку съели, знают как из любой ситуации выбраться.
Только суть в том, что незачем входить в эту ситуацию, чтобы из неё выбираться (сплошь и рядом приходят клиенты от фирм по банкротству, где им не смогли оказать грамотную помощь). Зачем посредники, лучше работать напрямую, обсудив «на берегу» возможные ситуации и пути выхода.
Вообще формулировка «свой управляющий в штате», работает только как маркетинговый трюк. По закону - управляющий - беспристрастное лицо. Да, он может совмещать деятельность с работой по найму и в действительности может даже состоять в трудовых отношениях с фирмой по банкротству. Только судье и кредиторам об этом лучше не знать. Аффилированность - может стать поводом для отстранения от обязанностей.
Во вторых, немало ситуаций, когда «управляющий в штате» живет в другом регионе, и с фирмой его связывают шаткие намерения работать и обещания лучшей жизни. У нас есть несколько примеров от пришедших клиентов, когда фирма переставала в ходе процедуры взаимодействовать с управляющим, и он просто отказывался от процедуры. В самом безобидном случае клиент просто потратил дополнительно 5 месяцев на процедуру (пока мы его не подхватили и довели работу до завершения).
В другом случае «управляющим в штате» может быть совсем новый начинающий специалист, согласный работать за 25000 рублей, допускающий массу ошибок, и тренирующийся на клиентах, что негативно может отражаться на процедурах.
Была ситуация, и это не выдумка, когда формально имеющий отношения к фирме управляющий поснимал деньги со счетов клиентов и укатил в страну со звездно-полосатым флагом. На клиентах это отразилось тем, что процедура затянулась на несколько лет, пока новый управляющий взыскивал со старого убытки и пытался вернуть средства.
На самом деле, не спасет даже договор, поскольку в 100% договоров, с которыми нам приходилось сталкиваться, никто не гарантирует ровным счетом ничего. Да и как можно гарантировать решение судьи? На наш взгляд даже сам судья не дал бы никаких гарантий.
Резюме - если работать, то только напрямую договорившись с управляющим, видя его воочию, понимая его намерения и оценив профессиональные качества. Мотивация специалиста в данном случае - доброе имя, репутация надежного и ответственного профессионала, и будущие рекомендации для новых клиентов. А не договор, ведь даже признание гражданина банкротом в начале процедуры не гарантирует освобождение его от обязательств в конце.
2. Опыт:
Итак, вы увидели, что с вами будет работать не только «юрист по банкротству», познакомились непосредственно с управляющим. Как оценить его опыт и понять, что ему можно доверять как специалисту.
На наш взгляд, опыт формирует не столько количество завершённых и ведущихся процедур, как их сложность. Об этом досконально смогут рассказать управляющие, которые вели дела, где банкротство инициировал не клиент, а банки. Ведь в таком случае финансируют процедуру именно они, и им действительно очень важно «отработать» каждый вложенный в банкротство гражданина рубль. Немного кто знает, у «зелёного банка» открыт настоящий дворец банкротств в Иркутске, откуда ежедневно летят тысячи запросов, ходатайств, заявлений.
Банки очень неохотно соглашаются на освобождение клиента от долгов, если сами начали процедуру. Приводят массу аргументов, заставляют проанализовать всю родословную клиента и проверить сделки вплоть до строительства сталинского дома, где проживала и получила свою первую квартиру бабушка клиента.
В подобных обстоятельствах каждый освобожденный клиент стоит нескольких десятков, а то и сотен «рядовых» процедур.
3. География
Где бы ни находился клиент, в какой стране или часовом поясе, однозначно важным моментом будет близость исполнителя процедуры к месту ее проведения. Возможность присутствовать на ответственных заседаниях лично - очень дорогого стоит. Не менее важно, чтобы на заседаниях присутствовал человек, изначально погруженный в ситуацию клиента, а не «мальчик с авито», которого наняли на одно заседание специалисты из другого региона.
4. Штат сотрудников
По нашему мнению, большое количество работников обоснованно лишь в одном случае:
- огромное количество ведомых процедур (когда каждый сотрудник выполняет роль «винтика» в системе)
Фактически, количество людей не имеет значения. Значение имеет опыт и профессионализм каждого отдельно взятого сотрудника. Даже если на заседание придёт 5 человек со стороны клиента, но никто из них не сможет аргументированно и четко выстроить позицию - грош цена.
5. Компетенция и специализация.
Однозначно рекомендуем обращаться только к специалистам, которые заточены исключительно на банкротство.
В целях охвата максимально большой клиентской аудитории, открываются офисы, которые будут решать все вопросы юридического толка, лишь бы угодить всем и каждому клиенту.
Специализация только на вопросах банкротства позволяет глубже входить в тему, системнее исследовать вопросы, изучить практику, мнения высших инстанций. Однозначно, профессионалом можно стать, только практикуясь в чем то одном и не распыляя усилия.
Подводя итог сказанному:
+ Идеально выстраивать работу непосредственно с финансовым управляющим, у которого есть обширный опыт работы (в том числе со стороны банков) и своя собственная «группа поддержки», куда входят другие управляющие, и помощник. Важно чтобы они находились в регионе ведения дела клиента и имели возможность личного участия в заседаниях.
+ Штат сотрудников не имеет большого значения, а опыт отдельно взятых сотрудников - имеет. Одинаковый инструмент в руках новичка или профессионала выдаст разный результат.
+ Специализация на вопросах банкротства. Безусловно, обилие юридических отраслей в арсенале, расширяет кругозор. Но для успешного исхода дела важно знать основные аспекты закона о банкротства и иметь обширную практику его применения. В 99% случаев этого более чем достаточно.
+ Человеческий фактор. Поговорите со специалистами. Горят ли их глаза, нравится ли им то, чем они занимаются. Готовы ли они день и ночь посвящать себя решению вопросов клиента и расти профессионально, или им лишь бы отсидеть положенные нормо/часы и чтобы клиент не приставал со своими вопросами.
С уважением
Бюро Арбитражных управляющих
Голденберг и Панковы
www.долгинедолги.рф