Найти тему
Иркушины заметки

День пятый. Лебедь и болото.

Как можно, глядя на это ясное небо, представить, что еще вчера все было неуютным, неприветливым и унылым?

Хара-Хужир
Хара-Хужир

Мне казалось, что это лишь поездка наполненная приключениями, в то время как для автомобиля и его владельца этот день должен быть стать еще одним испытанием, а для меня, по их задумке - боевым крещением... Но обо всём по порядку.

Мы не могли не заехать в Хара-Хужир... Магазин и аптеку мы там конечно не нашли, зато увидели другие интересные вещи.

Во-первых - интересный пейзаж. Небольшой посёлок окружен живописным гребнем, и испещрен бурными ручьями. Я не шучу. То ли это его постоянное состояние, то ли дождики повлияли, но в день нашего посещения там и тут дорогу пересекали бурлящие потоки.

Вот так по ручьям и ехали )
Вот так по ручьям и ехали )

Эти ручеёчки, ручьи и даже почти речушки , проникали на чей-то участок, выныривали из-под забора на участок соседний, выскакивали на луг, где извивались петлями, соединялись друг с другом, снова искали обходные пути и заканчивали своё путешествие, сливаясь с Окой.

Лично на меня произвел впечатление монумент в честь воинов, павших в годы ВОВ. Для маленькой деревни, расположенной так далеко от крупных городов, это был весьма неплохой памятник. Еще было неожиданностью увидеть выложенные на склоне холма буквы "Спасибо деду за победу", хотя до этого нам попадались на склонах Бурятии выложенные таким же образом буддийские мантры.

Занятная деталь, не ускользнувшая от наших глаз, но не нашедшая объяснения - почти на каждом жилом доме в Хара-Хужире, есть какая-нибудь блестящая деталь - фрагменты автомобилей, техники, посуды - что угодно блестящее прикреплено к дому, к воротам или столбам. Я хотела сфотографировать и это явление, но на улицу уже стали выглядывать и настороженно смотреть на заехавших к ним посетителей, местные жители...

Впрочем, покинув Хара-Хужир, нам таки удалось пообщаться с представителями этого поселка. На нашем пути, недалеко от своротки, встал заглохший легковой автомобиль. Причину "неработающего двигателя" обнаружили как-то сразу - в машине не было бензина :) Почему-то проверить его наличие водителю не пришло в голову, и хорошо, что машина заглохла на выезде из деревни, а не на полпути к Орлику... Помогли чем могли, улыбнулись и поехали искать "Лебедя", от которого начинался, полученный нами ранее от доброго человека, трек ...

Проехав около 10 км, почти сразу после того как переехали мост через Сенцу, мы увидели его - Лебедя, правда именно лебедя лично я не сразу разглядела. Зато я увидела два "раритетных" автомобиля, груженых веселыми людьми. Как вскоре мне объяснили - это как раз и есть заброска туристов на источники... Помимо грузовичков, к колонне присоединились два джипа и наш Пижон. В самом деле, пресекать болото в компании тех, кто делает это еженедельно и по нескольку раз, и в случае чего может вытащить из болота или даже подбросить до ближайшей помощи, было как-то спокойнее.

Так и поехали, колонной из пяти машин. Нам очень не хотелось отстать, поэтому совершать остановки для фотосъемок мне запретили...Пассажиры других авто такой команды, вероятно, не получали, поэтому очень скоро мы выбились в лидеры. А джипы и вовсе свернули где-то в районе Шаснура.

У нас был трек, дорога была очевидна, и говоря откровенно, лучше было рискнуть и сесть на болоте до того, как подоспеет помощь, чем после того, как твои гипотетические спасители уже благополучно покинут место потенциального подвига.

Мы проезжали редкие (как казалось) поселки, проезжали между озерами, лесами и пастбищами, периодически открывали и закрывали ворота, перекрывавшие нам путь, и, внезапно, очутились у болота...

Выехали из лесочка, увидели крохотное, поселение отмеченное на картах как "Хутэл". Впереди него очевидно было болото, справа - лесок, и трек вел именно в этот лесок, а потом делал крюк налево. Мы прикинули, что это дорога, по которой можно объехать большую часть трясины, в то время как видимый нами с этой стороны въезд в болото, был исчерчен следами ЗИЛов и Уралов, которые обычно делают заброски.

Пробираясь по объездной дорожке, нам пришло в голову, что надо надеть цепи - дорога была, мягко говорят, так себе... камни, резкие подъемы и спуски, скользкая влажная почва... Запланировали сразу после выхода из лесочка, найти ровную площадку и надевать цепи...

Жизнь вносит свои коррективы. Лес закончился неожиданно, и так же неожиданно началось болото...

-9

Я еще не успела ничего сообразить, а меня уже обрызгали от комаров, вручили пульт от лебедки, и объяснили, как ей пользоваться.

Дальше всё было как в тумане - на ближайшие сухие кочки полетели платформа для домкрата, домкрат, лопата, веревки и всё остальное, что могло бы пригодиться.

1) Я очень быстро узнала, что даже от реечного домкрата, очень мало толку в местах, где он погружается на полметра в грунт и присасывается там похлеще самого лучшего вантуза...

2) Так же я очень быстро поняла, откуда тут так много бревен, палок, веток и поваленных сушин.

3) Что лебедка умеет не только вытягивать авто из затруднительного положения, но и валить лес, там, где авто держится за почву сильнее, чем само дерево...

4) То, что не стоит слишком сильно надеяться на других.

Может нас и вытащили бы, подъехавшие ЗИЛы, если бы мы не выбрали объездную дорогу. Они пересекли болото напрямую, несколько раз застревая в нем и вытаскивая друг друга. Практически добрались до выезда из болота, где был последний рубеж, в виде черного месива и там засели так же, как и мы.

Меня еще не успело накрыть чувство безнадежности, как... жужжание комаров, сердитых, что их опять перехитрили, вдруг разбавил, а потом и перекрыл отдаленный звук музыки... Нет, саму мелодию я не запомнила, но это было что-то совершенно неуместное в нашей ситуации )) Источник звука вскоре и сам объявился: по кочкам уверенно передвигался молодой человек, неся в руках скрипящую ярко-синюю колонку, надрывающуюся какой-то попсой. За молодым человеком увивались две девочки лет 12... Ни слова не говоря и не отвечая на наше приветствие, эта троица приблизилась к нам, обошла вокруг машины и устроилась неподалеку в качестве зрителей. Впрочем, молодой человек в скором времени проникся нашими затруднениями и действительно очень нам помог, в то время как девчушки наблюдали и тихонько переговаривались между собой.

После обхода и осмотра территории, мужчины нашли оптимальный маршрут, по которому получилось с минимальными рисками, постоянно имея в запасе точку, за которую можно было бы зацепить трос, за полчаса проскочить еще 250 метров болота до более менее сухого участка. И как-то всё сразу успокоилось и затихло... ЗИЛы выбрались из своих ям, еще немного пошумели двигателями и пилами за деревьями, а потом и вовсе их стало не слышно... После заверений, что дальше мы справимся, спасительная троица тоже покинула нас. Но какую-то тревожность мне навевал звук колокольчика вдали.

Всё-таки нам еще необходимо было надеть цепи, чтобы преодолеть черную кашу, где только что барахтались ЗИЛы. Моя задача заключалась только в том, чтобы собрать "противоболотный инвентарь" с кочек на пройденных участках, и осуществить его телепортацию к авто. Пока я искала веревки, домкрат, пилу, канистру-платформу и прочее, я внезапно оказалась совсем одна посреди болота, а меня обступали безмятежные лошадки, несущие с собой этот печальный звук колокольчика... И стало как-то жутко... Кто бы мог подумать, что на ровном открытом участке можно заблудиться, и что можно потерять из виду людей и технику, даже там, где между вами кажется только пара прозрачных кустиков...

По возвращении, мне доверили снять фендера и найти для них место в кустах. Кому тут, за 300 км от людей, могут понадобиться грязные резинки? Утащив фендера в кусты, спрятав их пониже, между кочками, я подумала, что миссию выполнила.

Минут через сорок, Пижон был готов преодолевать любые сложности.

Въезжаем в кашу №1... И нет, тут мы не сидели. Лебедка была лишь помощью и заблаговременной подстраховкой.
Въезжаем в кашу №1... И нет, тут мы не сидели. Лебедка была лишь помощью и заблаговременной подстраховкой.

Благодаря цепям и навыкам (на мой взгляд - просто фантастически филигранного) вождения, основные "грязевые ванны" мы преодолели менее чем за час, слегка зацепившись "пузиком" только за последнюю, четвертую, яму. Но и там выскочили на лебедке за пару минут.

Ради интереса, уже после поездки, я примерно сопоставила наш трек с Яндекс-картами (на месте ими воспользоваться было нереально ввиду отсутствия интернета), и удивилась тому, каким безобидным и гладким выглядит болото... Ну просто идеально ровная тарелочка, хотя и больше площадью, чем мы себе представляли... Лично мне казалось, что мы объезжали болото почти по краю, а оказалось, что ринулись из леса почти в центр...

В общей сложности, на болото в этот день у нас было потрачено около пяти часов, хотя мне и сейчас сложно в это поверить - настолько быстро они пролетели.

Дальше по плану испытаний, был брод, в который мы уперлись через каких-то пару-тройку километров. Преодолевать его в этот вечер особого желания не было, тем более, что уже начинало темнеть.

Традиционный костер, походный душ, легкий ужин...

После ужина местная живность устроила нам представление: прямо над поверхностью воды беззвучно и стремительно мелькало то, что сначала мы приняли за летучих мышей, потом сошлись во мнении, что это всё-таки птицы.

На самом деле мы не были уверены, тот ли это брод, и надо ли его преодолевать, если тут же есть объездная, пусть и раскуроченная дорога... Организовав стоянку, мы надеялись дождаться одну из машин заброски, идущую в ту или другую сторону, чтобы оценить потенциальные риски для Пижона.

И машины эти появились, но не вечером и утром, как мы рассчитывали, а глубокой ночью )) Лично я успела только услышать шум двигателя, увидеть кусты, освещенные светом фар, и с чувством, что это всё мне привиделось, снова провалиться в сон.

Предыдущий день