В продолжение цикла статей, посвящённых истории Приазовья, хочу обратиться к историческому периоду времён Петра Алексеевича Романова.
В те, не такие уж и далёкие времена, Российское государство, хоть уже и прирастало Уралом, Сибирью и более дальними восточными территориями, в своей Европейской части имело ряд объективных проблем, мешающих его развитию. В частности отсутствие выходов к морю, что сильно мешало развитию торговых отношений с внешним миром.
Пётр I вообще море как таковое любил ещё с юных лет. И в практическом отношение он понимал важность наличия морских портов. Ведь это была не просто дополнительная выгода, вопрос стоял о перспективах развития государства как такого. Этот вопрос был критически важным. Даже если ни при самом Петре, то в дальнейшем, он стал бы ребром.
На самом деле Россия выход к морю имела. Это был незамерзающий порт на Белом море - Архангельск. Туда, уже на самом издыхание, ещё доходят тёплые воды Гольфстрима. Однако, логистика через Архангельск была неудобна. В него приходили зарубежные корабли, скупая пушнину и другие промысловые товары, для их последующей перепродажи в европейских странах. Своего, как такового, торгового флота Россия тогда не имела. Поэтому приезжие купцы скупали товар у аборигенов по очень выгодной для себя цене, пользуясь тем, что продать его кому-то кроме них было весьма затруднительно. Кроме того, объёмы торговли были относительно небольшие. То есть, по сути, торговые отношения складывались по принципу, колония - метрополия.
Желая положить конец подобной порочной практике, Пётр Алексеевич уже с первых лет своего правления предпринял ряд усилий, по достижению выхода России к различным морям и создания на них портов.
Начал он с попытки закрепиться в Приазовье. В то время данная территория находилась за Османской империей, и вход в море со стороны реки Дон контролировался ей, при помощи расположенной в его устье крепости Азаг(Азов). Здесь мы не будем подробно останавливаться на описание самих походов, скажем больше о самом замысле и его практической реализации.
Исходя из реалий того времени, замысел был в том, чтобы хоть коготком да зацепиться за азовское море, создать на нём свой флот и военно-морскую базу для его размещения. На самом деле, это была задача максимум и тогда она была реализована, хоть и не гладко, и не сразу.
Флот в те времена был деревянный, а местность в Приазовье не изобиловала лесами. Дорог, как таковых, в тех местах не было и кругом находились враги. Поэтому строительство флота было произведено в верховьях реки Дон, а затем он просто спустился вниз по реке и вышел в азовское море. Соответственно, основная логистика шла по реке Дон, использовать для этого сухопутный маршрут было проблематично.
Надо сказать, что до Петра I именно на берегу нынешнего Таганрогского залива города никто не строил. С чем это связанно, вы можете прочитать в этой статье.
Если посмотреть на карту бывших ранее в этой местности поселений, Танаис (верхний кружок) и Азов (нижний кружок), можно увидеть, что они оба находятся в устье реки Дон, непосредственно на её берегу. И древние греки, и последующие обитатели этих мест на берегу Таганрогского залива жить упорно не хотели. Они селились на берегу реки Дон, где в обилие была хорошая, пресная вода и через неё же вели морское сообщение с другими территориями.
Но Пётр Алексеевич хотел именно морскую военную базу, и река его не устраивала. Однако, так как основная логистика шла по реке Дон, далеко удаляться от неё тоже было нельзя.
Для строительства военно-морской базы, он выбрал северное побережье залива, на котором нашёл несколько вдающийся в море мыс (центральный кружок). Здесь он и основал военно-морскую базу азовского флота под названием Троицкое. Троицкое представляло собой небольшую крепость, которая находилась на вершине высокого утёса и с трёх сторон была окружена морем. Со стороны суши она имела довольно неплохие для своего времени укрепления.
Высказывается мнение, что Пётр I якобы первоначально хотел построить тут большой город и даже перенести в эти края столицу. Однако, эти рассуждения не выдерживают никакой критики.
1. Положение крепости. Само расположение крепости говорит от том, что строить большой город в этом месте в планы не входило. Большой город нуждается в большом источнике пресной воды. В азовском море вода не питьевая. Ближайшим источником пресной воды, кроме реки Дон, является расположенная поблизости река Миус. Если бы планировался крупный город, его было бы логично основать в непосредственной близости от реки, скажем в её устье (левый кружок)
2. Дальнейшие перспективы морского флота. Морская торговля с внешним миром через азовские морские порты в то время была сильно затруднена тем, что основные морские проливы в той местности находились под контролем враждебных России Османской империи (Босфор и Дарданеллы, синие кружки) и Крымского ханства (Керченский пролив, красный кружок)
Конечно, можно было заключить перемирие и договориться о проходе торговых кораблей через проливы в средиземное море. Однако, южные соседи российского государства были очень неспокойны и воинственны. Долгосрочность подобных договорённостей была под большим вопросом, особенно по отношению к крымскому ханству.
Логистика с основной территории России к данной крепости была весьма затруднительна. Требовалась длительная, кропотливая работа по её улучшению.
Таким образом, азовские походы Петра I были лишь пробой сил, перед уже действительно серьёзными и важными свершениями на берегу Балтийского моря. Результаты походов создали важный задел на будущее, однако не могли принести большой, сиюминутной выгоды.
Другие материалы по истории Приазовья, а также народностях её населяющих, вы можете прочесть по следующим ссылкам:
Армяне юго-запада России
Курган. В ожидание пробуждения
Юго-запад России. Начало Цивилизации.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал!