Сегодняшняя статья посвящена становлению японского плана построения в Восточной Азии «Сферы Сопроцветания». Ключевым моментом в этом амбициозном, имперском плане была идея «Гармонии пяти рас». Полигоном для апробации этого плана была выбрана оккупированная японцами в 1932 году Маньчжурия, на территории которой была возрождена Маньчжурская империя.
Именно в это время, интерес японских чиновников и населения островов к региону достиг своего пика. Привлекательность региона для японцев подпитывалась многочисленными романтизированными изображениями щедрости и простора Маньчжурии. Военные и экономические государственные институты Японии культивировали образ Маньчжоу-Го как идеальное, многонациональное государство. Своеобразный «рай» (прим. ракудо) для мирного сопроцветания различных народов, витрина благих намерений Японии, чтобы заручиться внутренней поддержкой и узаконить оккупацию на мировой арене.
Так как существовало много различных колониальных ведомств с разными задачами, то не было единого видения маньчжурского идеала. Фактически, между ними часто возникали трения, поскольку каждое из них пыталось заручиться поддержкой своей соответствующей «целевой аудитории» на континенте. Идея Маньчжурии как государства новейшего типа, государства «рая» для всех стала панацеей от множества экономических и социальных проблем, преследующих перенаселенную, ограниченную в природных ресурсах Японию.
Одной из важнейших концепций, использовавшихся для реализации японской оккупации Маньчжурии , была концепция «гозоку кива» или «гармонии пяти рас». «Гармония пяти рас» была введена в широкий обиход в 1932 году в пропагандистской кампании как часть лозунга «гозоку кива одо ракудо» или “Рай, управляемый добродетелью, где пять рас гармонируют». Этот лозунг стал своего рода девизом и основой для существования возрожденной Маньчжурской империи. Согласно этому идеалистическому лозунгу, Маньчжурия была государством, основанным на принципах конфуцианской добродетели (одо), или «царственный путь». Пять рас в первоначальном представлении – это маньчжуры, монголы, японцы, ханьцы и корейцы. В дальнейшем в связи с объективной реальностью, корейцы были объединены с японцами и добавились европейцы - беженцы из Европы и русские белоэмигранты.
Тема гармонии стала популярной на многих пропагандистских плакатах, созданных после основания Маньчжоу-го, таких как плакат Министерства внутренних дел Маньчжоу-го. Рекламируя «Сопроцветание пяти рас», на нем изображены пять женщин, одетых в разные этнические костюмы, идущих к возвышающемуся павильону под открытым небом. Каждая женщина носит китайский иероглиф, обозначающий ее расу: китаянка, маньчжурка, японка, кореянка и монголка, слева направо соответственно. Они держат высоко флаги Маньчжоу-го и Японии. Флаг Маньчжоу-го олицетворяет национальное государство, в котором была достигнута их этническая гармония; японский флаг представляет нацию, которая способствовала образованию Маньчжоу-го. Павильон с надписью “одо ракудо” или “Рай царственного пути” стоит на фундаменте, на котором начертано «Имперская нация Маньчжурии» (прим. Маншу тейкоку). Золотые лучи исходят от фонаря на вершине павильона, расходясь по красному небу. Павильон символически посвящен основанию нового, многонационального государства и просвещенной добродетели, которая будет руководить его гражданами.
«Гозоку кива» возник из более общего и двусмысленно понятия «минзоку кива» или «расовая гармония», который продвигался Маньчжурской молодежной лигой в конце 1920-х годов.
Более ранняя концепция минзоку кива была более гибкой, чем гозоку кива, поскольку она охватывала многочисленные расы и этнические группы, не представленные в парадигме «пяти рас». Тем не менее, минзоку кива позаимствовал от китайского национализма, в частности, призыв Сунь Ятсена в 1912 году к «гражданскому национализму», который был основан на объединении основных китайских этнических групп: ханьцы, маньчжуры, монголы, тибетцы и мусульмане.
Символ новой нации Маньчжоу-го также видно на флаге, в котором использовались полосы красного, синего, белого и черного цветов на желтом поле.
Молодежная Лига утверждала, что Японские колониальные ведомства, способствовали единству и процветанию всех расовых групп в Маньчжурии. Еще до оккупации, в 1931 году Лига начала сотрудничать с Квантунской армией. Хотя не все члены Маньчжурской молодежной лиги симпатизировали ультранационалистам, концепция «расовой гармонии», была легко адаптирована японскими милитаристами для собственных нужд.
Признавая потенциальные политические и социальные преимущества минзоку кива в Маньчжурии, Квантунская армия организовала новые пропагандистские кампании для продвижения концепции как в метрополии, так и на материке. По словам Ишивара Кандзи, высокопоставленного офицера Квантунской армии и одного из главных организаторов Маньчжурского инцидента, именно он изобрел лозунг «гозоку кива одо ракудо».
Хотя он был ярым японским националистом и желал японского глобального господства, он также признавал необходимость сотрудничества с китайцами. По его мнению, в будущем неизбежна конфронтацией между Востоком и Западом. И Восток должен быть един. Он примирил, казалось бы, несовместимые позиции, адаптировав философию японского превосходства и паназиатизма, единства и равенства азиатских народов.
Изображение пяти рас, мирно живущих в Маньчжурии, иллюстрирует идею японского ученого традиционалиста Окакуры Тенсина, о том, что «Азия едина».
Этим заявлением Окакура утверждал, что общее культурное и духовное наследие связывает Азию и ее народы. Он писал, что этот «спиритуализм» дистанцировал Восток от Запада, который руководствовался материализмом и милитаризмом. Ключом к посланию идеалов Востока была парадигма «мы/они», ответ на постоянно усиливающееся давление западного империализма в Азии. В рамках этой парадигмы Окакура утверждал, что центральная роль Японии заключалась в том, чтобы быть музеем азиатской цивилизации и хранилищем культур, таких как культуры Китая или Индии. Он написал:
«Слава Азии заключается в той вибрации мира, которая бьется в каждом сердце; та гармония, которая объединяет императора и крестьянина; эта возвышенная интуиция единства, которое требует всякой симпатии, всякой вежливости, чтобы быть его плодами, Такаура - император Японии, снимает свои спальные халаты зимней ночью, потому что мороз холодил очаги его бедняков; или Тайсо из Тана отказался от пищи, потому что его народ испытывал укол голода». Окакура Тенсин в Японии больше известен как автор трактатов о чае и чайной церемонии.
В течение всего нескольких десятилетий, мирное, духовное, антиимпериалистическое видение объединения Азии, представленное Окакурой в 1903 году, было преобразовано в принципы империалистической сферы совместного процветания Великой Восточной Азии.
Во второй половине 1930-х появилась новая вариация выше описанного плаката. Каждый изображенный человек широко улыбается, текст провозглашает: «С Японией Маньчжоу-Го построила государство расовой гармонии, и создал страну безопасности и счастья людей». Гармония пяти рас, заменена на общую расовую гармонию, обеспечивая идеалистическое многонациональное пространство, которое может включать русских белоэмигрантов и еврейских беженцев в национальное государство.
Большими красными заглавными буквами написано: «Азия должна быть единой — в своей цели, в своих действиях и в своем будущем. Когда Азия станет единой в истине, новый порядок будет установлен во всем мире».
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.