Заксобрание Свердловской области завершило работу в 2022 году. Последнее заседание оказалось насыщенным. Народные избранники впервые с 2010 года серьезно изменили устав Свердловской области, а также приняли ряд других значимых законопроектов, в том числе касающихся референдумов и распределения полномочий между областным правительством и администрацией Екатеринбурга. Если поправки в устав приняли единогласно и без обсуждений, то ужесточение правил референдумов и передача области полномочий по утверждению генплана уральской столицы вызвали недовольство ряда депутатов.
Заключительное в 2022 году заседание областного парламента прошло 20 декабря. В первую очередь депутаты рассмотрели блок вопросов, связанных с изменением устава Свердловской области. Новую редакцию главного документа внес губернатор Евгений Куйвашев. Как пояснил в докладе руководитель администрации главы региона Валерий Чайников, многие положения действующей на данный момент редакции 2010 года стали неактуальными в этом году в связи с принятием Федерального закона № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».
В новой редакции устава будет ровно 100 статей, объединенных в 15 глав. Ранее статей было 115, а глав – 179. Главу «Судебная власть» включили в статью «Законность, правопорядок, общественная безопасность» в связи с тем, что основное внимание в ней уделялось уставному суду, который в этом году расформировали. Главу «Заключительные и переходные» положения исключили в связи с утратой ей актуальности.
Из ключевых изменений Валерий Чайников отметил регламентирование условий избрания депутатов и срок их полномочий (ранее это определялось областными законами), закрепление статуса губернатора как руководителя исполнительной власти в регионе, который одновременно является должностным лицом Свердловской области и Российской Федерации.
Новым для устава является и статья об ограничениях, запретах и обязанностях, действующих для должностных лиц Свердловской области.
«Новая редакция позволит не только обеспечить приведение в соответствие с федеральным законом, но и модернизировать многие положения основного закона при сохранении в нем существующих правовых основ и статуса Свердловской области, – сказал представитель губернатора. – Уверен, что это даст дополнительный импульс развитию законодательства Свердловской области».
В связи с принятием нового устава, пришлось внести соответствующие изменения и в областные законы. Это касается, например, законов «О правительстве» и «Исполнительных органах государственной власти», так как в новой редакции устава расширены полномочия губернатора по формированию системы таких органов.
За новую редакцию устава и принятие поправок в отдельные областные законы проголосовали все присутствующие депутаты. Более того, изменение главного документа региона не вызвало ни выступлений, ни вопросов.
В данном обстоятельстве спикер областного парламента Людмила Бабушкина не только не увидела проблем, но и посчитала его справедливым.
«Потому что депутаты активно занимались работой над проектом устава», – сказала председатель.
Средний Урал – не Швейцария
Более оживленно рассматривали поправки в закон «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области», подготовленные группой депутатов, включая Людмилу Бабушкину и ее первого заместителя Дмитрия Жукова.
Данные поправки предусматривают увеличение минимальной численности инициативных групп по проведению референдума. Если до настоящего времени для проведения областного референдума требуется инициативная группа минимум из 20 человек, а для муниципального – из десяти, то теперь для областного референдума понадобится минимум 300 инициаторов. На муниципальном уровне численность инициативной группы будет зависеть от количества избирателей: от 20 в самых маленьких муниципалитетах до 500 в Екатеринбурге.
Подобное ужесточение Дмитрий Жуков объяснил тем, что сейчас многие граждане «злоупотребляют правом» на проведение референдумов, а создаваемые группы не могут подготовить документы такого качества, которые бы позволили избирательным комиссиям провести референдум.
Теперь же, по мнению Дмитрия Жукова, инициаторы будут более ответственно подходить к этому вопросу. Впрочем, депутат и не скрывал, что одна из целей законопроекта – экономия бюджетных средств, хотя до той стадии референдума, когда они тратятся, за 30 лет дело ни разу не доходило.
Об этом напомнил и Александр Ивачев, назвавший ужесточение необоснованным.
«Можно было бы понять, если бы у нас, как в Швейцарии, несколько раз в месяц проводили референдумы, – сказал депутат. – Но этого нет. За последние годы КПРФ пыталась дважды инициировать референдум. По областному закону о «Детях войны» (областной) и федеральный по поводу повышения пенсионного возраста. Процедура сама по себе сложная. Чтобы собрать 100 человек, понадобилось пять часов (на оформление документов у нотариуса. – Прим.) и несколько дней на подготовку. Зачем еще усложнять?»
Тем не менее большинство депутатов (32 «за», 7 «против», 4 воздержавшихся и 1 не голосовавший) поддержали законопроект.
Екатеринбург без полномочий
Неоднозначную реакцию вызвало и предложение об очередном перераспределении полномочий между Екатеринбургом и Свердловской областью. За последние семь лет данный закон неоднократно редактировался по инициативе губернатора. У Екатеринбурга то забирали, то возвращали градостроительные полномочия.
В этот раз инициатором стала группа депутатов, в том числе бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Парламентарии предложили передать на областной уровень полномочия по разработке и утверждению Генерального плана. Как пояснил председатель профильного комитета Михаил Зубарев, это связано с тем, что Екатеринбург является ядром агломерации и план его развития необходимо синхронизировать с остальными городами.
Бывший депутат Екатеринбургской гордумы Олег Гордеев выразил сомнения в необходимости очередного пересмотра закона. По его словам, все градостроительные полномочия должны быть сосредоточены в одних руках, а Генеральный план должны принимать муниципальные депутаты как люди, общающиеся с избирателями и лучше знающие проблемы города. В качестве примеров Олег Гордеев привел Пермь, Новосибирск, Челябинск, Казань и Тюмень, где именно городская дума принимает и утверждает Генплан.
Михаил Зубарев в ответ призвал не забывать, что Екатеринбург – миллионник (хотя из Олегом Гордеевым перечисленных городов только Тюмень не является таковым), а также о том, что он является центром агломерации.
«Я не знаю, существует ли Казанская или Пермская агломерации», – сказал председатель профильного комитета.
Любопытно, что оба перечисленных города тоже являются центрами агломерации. Более того, Казанская агломерация включает в себя территорию не только Татарстана, но республики Марий-Эл, что отражено в законодательной базе. Что не мешает депутатам Казани принимать Генеральный план самостоятельно.
Против принятия данного законопроекта проголосовали семь депутатов. Поддержали 34. Еще один депутат не голосовал.
Автор: Владимир Кусков