Однажды, будучи ещё студентом, во время занятий на кафедре психиатрии я услышал интересную сентенцию, озвученную профессором кафедры. Касалась она отношения психиатров к болезням и их лечению в зависимости от собственного жизненного опыта. Так вот, молодой специалист, только-только закончивший обучение в интернатуре, считает: лечить нужно всех! Коллега, успевший поработать и своими глазами посмотреть на то, как обстоят дела, начинает сомневаться: лечить или не лечить? А умудрённый многолетним опытом и познавший психиатрическое дао мэтр всё чаще задаётся вопросом: а может, не лечить?
Среди людей, которым довелось испытать на себе все прелести неврастении, тоже нет единого мнения: в конце концов, выраженность симптомов для каждого человека своя, и набор тоже свой. Потому и вопрос - пора ли сдаваться или же лучше потерпеть в надежде, что рассосётся само — всяк решает индивидуально. И я воздержусь от того, чтобы агитировать за непременное лечение этого вида невроза, но укажу, когда оно желательно. И поясню, почему.
Давайте представим себе перспективы развития неврастении. Если этот невроз не лечить, но при всём при том у человека первая (или даже вторая) стадия неврастении, а обстоятельства складываются благоприятно: дела пошли на лад, появилась возможность либо качественно отдохнуть, либо восстановить свои ресурсы без отрыва, так сказать, от производства или бытовой повседневки, да ещё и светлая цель на горизонте обозначилась — есть все шансы на то, что невроз сойдёт на нет, и наступит выздоровление. Или ремиссия, а вот будет ли она полной и навсегда — это как дальше в жизни повезёт.
Если неблагоприятные внешние обстоятельства длятся или даже интенсифицируются, да ещё и какие-то болячки или интоксикации имеют место — тогда можно ожидать перехода первой стадии во вторую, а второй — в третью, но даже в этом случае можно ожидать, что когда-то всё закончится. Может быть, человеку придётся расстаться с работой или токсичным окружением, может быть, он найдёт ещё какой-то более или менее конструктивный способ вырваться из замкнутого круга и дать себе отдохнуть и восстановиться — да мало ли.
И тут возникает вполне закономерный вопрос: так зачем тогда лечить-то, если всё может само собой пройти?
Отвечу так. Есть три причины, по которым лечить человека от невроза, если тот не прошёл сам за месяца два-три, всё-таки желательно. Это качество жизни, скорость выздоровления и его надёжность. Теперь по пунктам.
В самом начале мы с вами уже говорили, что, пусть невроз и не угрожает жизни, не разрушает личность и не вырастает ни в психоз, ни в деменцию, но он здорово снижает качество жизни. На всё то время, которое человек в этом невротическом состоянии пребывает. Кого-то шарики не радуют, кому-то икра с фуагрой не доставляют прежних органолептических экстазов, кто-то попросту себя ограничивает в общении и передвижениях, не говоря уже от творчестве или карьерном росте. Да и в семейных отношениях невроз, знаете ли, плохой помощник. А теперь задайте вопрос уже себе: вы готовы потерпеть несколько месяцев или даже лет, находясь в этом состоянии и ожидая, что всё само собой устаканится? Вот просто так, из одной лишь нелюбви к психиатрам или страха перед таблетками? Хорошо, хорошо, насчёт таблеток пишут много и страшно, но разговор о содержимом нашего волшебного чемоданчика ещё впереди, и я постараюсь часть ваших страхов развеять — но попозже.
Теперь о месяцах и годах, проведённых в неврозе. О скорости процесса. Почему желательно выйти из него побыстрее? Нет, насчёт того, что симптомы невроза неприятны и тягостны, всё понятно. И мало среди нас отыщется мазохистов, желающих растянуть это сомнительное удовольствие на подольше. И про качество жизни тоже только что говорили, и про то, что неплохо бы его поскорее обратно обрести. Но это не единственная причина. Не менее важная заключается в том, что, чем дольше играет невроз, тем глубже он, образно говоря, накатывает колею — ту самую, куда потом при уже любом мало-мальски неблагоприятном стечении обстоятельств психике легко будет снова соскользнуть. Или, как говорят нейробиологи и нейрофизиологи, невроз образует свои устойчивые нейронные связи, направляя реакции нервной системы на внешние и внутренние раздражители по заданному туннелю. Невротическому, само собой. Неприятному, затратному, неконструктивному — но чем далее, тем более широкому и с всё более прочными стенами. Не случайно и Шуле, и Крафт-Эбинг, и Корсаков, и ещё ряд светил психиатрии старой классической школы говорили о том, что неврастения со временем принимает периодическое, повторяющееся течение. Дорожка-то не только протоптана, но и утоптана. Да и современные исследования лишь подтверждают их клинические наблюдения: меняется топография нейронных связей, меняется биохимия процесса, и то же субдепрессивное состояние, до того встречавшееся лишь на пике неврастении и ближе к её третьей стадии, в следующий раз может возникнуть, например, чуть ли не с самого начала нового эпизода. Отсюда — третий пункт.
Итак, о надёжности ремиссии. Она, в свою очередь, может быть достигнута тремя путями — как по отдельности, так и в их комплексе.
Первый — то самое глобальное улучшение внешних обстоятельств: работа, дом, окружающая обстановка, качественный отдых, питание, телесное здоровье, умеренная физическая активность, отсутствие астенизирующих инфекций, интоксикаций и внутренних болезней плюс комплекс психогигиенических процедур (о нём тоже позже и отдельно).
Второй — это из философии невроза, если можно так выразиться. Нужны цели и движение к ним. Повторяться не стану, об этом мы уже успели поговорить ранее.
И третий — это лечение здесь и сейчас, чтобы поскорее пригасить и убрать симптомы невроза, вернуть качество жизни — но не только. Комплекс лечебных процедур преследует ещё одну важную цель. Эта цель — направить нервные и психические реакции по нормальной, здоровой колее. Или по здоровому туннелю, называйте как хотите. Психика и нервная система уже выработали привычку действовать в невротическом режиме, и просто взять и развидеть, забыть эту привычку не получится. Получится лишь сформировать, накатать новую, здоровую колею, прорастить новые, нормальные, здоровые нейронные связи — и дать психике прочувствовать, что так реагировать лучше, приятнее, менее затратно, а главное — конструктивно. И эту новую привычку (увы, чувствовать себя нормально придётся привыкать заново) закрепить. Вот тогда можно будет говорить о качественной ремиссии и надеяться, что она навсегда.
***
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.