Модернизация белорусских самолетов под боеприпасы «со специальной боевой частью» и подготовка экипажей для них — фактически повторение концепции, которую США проводит в НАТО, заявили опрошенные РБК эксперты.
«Речь идет о близкой к NATO Nuclear Sharing системе. Ее выстраивание, осторожное и пока больше виртуальное, началось летом», — отметил эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков.
«Лукашенко беспокоит безопасность страны. Возможно, он хотел бы большего, однако Москва пока действует в довольно узких рамках — например, сейчас она заявляет о подготовке только летчиков, причем на старых самолетах. По вчерашним заявлениям неясно, какой тип носителя был выбран в итоге. Летом назывались Су-25, но можно предположить восстановление и капремонт Су-24М. Как носитель тактического ядерного оружия (ТЯО) он гораздо предпочтительнее», — говорит он.
По оценке Александра Ермакова, максимум, что возможно в сложившихся условиях, — это развертывание на территории Белоруссии российских ядерных боезарядов по аналогии с американскими вооружениями в Европе.
«Но и этот шаг возможен в случае шагов с другой стороны — к примеру, если США развернут ТЯО в новых странах Восточной Европы», — считает эксперт.
«Без этого Москва вряд ли станет отказываться от своей принципиальной и важной на тематических переговорах позиции неразвертывания ТЯО за пределами национальной территории», — заключил Ермаков.
«Пока речи не идет даже о размещении российских ядерных боезарядов на территории Белоруссии. Так что если и говорить о противоречиях в контексте ядерного нераспространения, то только в части обучения представителей неядерного государства применению ЯО», — сказал РБК научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.
Президент России Владимир Путин 19 декабря посетил Минск, где провел переговоры с белорусским коллегой Александром Лукашенко. На пресс-конференции после встречи он заявил, что интеграция двух стран предполагает и создание единого оборонного пространства. Россия «считает возможным продолжить» готовить экипажи для белорусских военных самолетов, которые переоборудованы так, чтобы иметь возможность нести боеприпасы «воздушного базирования со специальной боевой частью», сказал президент России.
Концепция Nuclear Sharing лежит в основе политики сдерживания альянса. Первое американское атомное оружие прибыло в Европу в 1954 году, за этим последовали переговоры о том, чтобы оно оказалось под совместным контролем членов альянса. В итоге в 1966 году в НАТО создали группу ядерного планирования. К моменту, когда в 1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), запрещающий передачу таких вооружений от ядерных стран неядерным, она уже работала. В НАТО подчеркивают: на двусторонних переговорах по ДНЯО США и СССР согласовали формулировки, которые концепцию Nuclear Sharing не запрещают, поэтому договору она не противоречит.