Найти тему
Аутизм и школа

А вы наказываете своего ребёнка?

Я написала несколько статей на эту тему.

И сейчас поставлю точку.

Нет. Я не наказываю Гришу. И нет, я ничего ему не запрещаю.

Где-то чей-то мозг словил диссонанс)))

Первый пункт. Запреты.

Есть только один момент и одно единственное наказание.

О нём я писала в июне.

Это наказание по поводу агрессии по отношению к людям. За этот период с апреля по декабрь 2022 года он попытался тюкнуть меня дважды. Тут важно. Не ударял, а попытался.

Я считаю, что это недопустимо ни в какой форме ни по отношению ни к кому. Только в случае защиты.

И вот за это я наказываю тем способом, который описала.

Гришу на день лишают компьютера.
Всё.

Его никто не ругает, на него никто не орёт. Нет, его лишают компьютера. Он с ужасом и шоком это переносит. И воздерживается даже от попыток ударить человека. Любого.

Объясню для тех, кто не понимает, что для Гриши компьютер. Это связь с миром. Источник информации. Важнее для него ничего нет.

---

Как вышло, что я, разработав такую хитрую теорию про наказания, а Гришу не наказываю?

Дело в том, что Григорий не доходит до повторных нарушений правил.

Я там писала, что очень важно убедиться, что ребёнок понял правило. Это очень важный момент, который, по моим наблюдениям, игнорируется.

Или вообще... не учитывается.

Ребёнок влез на антресоль, потянул за что-то, всё посыпалось.

На него орут, нельзя лазить туда.

Но... ребёнок об этом не знал, он первый раз полез. А на него уже орут. И да, есть за что, он там всё развернул.

Но... он не знал правила, он не знал, что туда лазить нельзя.

Я считаю, что наказывать за это немыслимо.

И обычно сообщаю Грише об этом. Лазить туда нельзя. И всё... Повторов практически не бывает.

Я не знаю, почему.

Так же есть вещи, которые нельзя назвать правилами. Скорее это симптом. Вот у Гриши есть неспособность молчать. Мы работаем над этим. Он может, если сильно, очень сильно напряжётся. Но я вижу, каких усилий ему это стоит. И горжусь, подкрепляю его эти усилия.

Но когда он начинает без умолку говорить дома, когда никому не мешает, я не считаю это нарушением правил. Нет. Это болезнь, с которой Гриша, как может, живёт. Последнее время справляется лучше.

Так же он может... из странного... скакать как конь на улице и подвывать. (Так делают маленькие дети. Похоже на клич индейцев. Но когда это делает парень выше 170, выглядит это... хм... странно.) Когда вокруг нет людей, я не комментирую. Если люди есть, прошу этого не делать и объясняю, почему. Он не делает...

На этом и всё.

Можно, конечно, очень многие вещи начать считать нарушением чего-то там. Типа не помыл тарелку, не убрал обувь, не застелил сразу постель, долго ел...

Всё это можно считать нарушениями. Но. Я так не считаю. Гриша выполняет просьбы, принимает исключения, корректирует свои действия по ходу. И, по большому счёту, с ним теперь просто в бытовом плане.

А когда он что-то, наконец, понимает, тогда вообще нет никаких проблем.

Проблема в том, что он многое физически не может сделать, а что-то понять не в силах. И тут... как показала практика, наказания не очень помогают. Помогает только... постоянное напоминание и контроль.

---

Часть вторая. Ничего не запрещаю.

Я понимаю, что это совершенно неоднозначный момент и он сразу трактуется криво и косо. Мол, ааа, вот он... ээээ, не знаю что, нехорошее что-то делает.

Отвечаю. Он не делает ничего нехорошего уже давно. А когда делал, запреты не работали...

Сейчас работают отлично.

Поэтому ему ничего и не запрещают. Кроме обычных правил общества.

У него есть ограничения в еде определённые, связанные с весом. Но тут это не мой запрет. Это наше общее решение. Ага (заржал какой-нибудь НЛПишник). Да, решив отказаться от продуктов определённых, я обсуждала это с Гришей и он принимал это решение. И да, ему сложно. Я помогаю ему держаться. Напоминаю, почему он это не ест. Он соглашается. Но каждый раз это он принимает решение не жрать торт, например. Я просто спрашиваю, понимает ли он, что такое торт сейчас для его фигуры.

О да, Гриша вспоминает и отказывается.

При этом он ест торт. Раз в месяца. Да. Делается это для того, чтобы ужас отказа от тортиков не был тотальным. Вообще торт можно, но не часто.

То есть я не запрещаю, ешь. Но...

И так со всем противоречивым, что, казалось бы, надо запрещать. Нет. Я предлагаю Грише рассмотреть аргументы за и против и принять решение. Всегда его решение приемлемо. Нечего запрещать.

Не исключаю, что такой подход родился в следствии многих лет жизни с человеком, который очень мало чего хотел. И у педагога или мамы рядом с таким ребёнком мозг работает иначе, нежели у родителей здоровых детей. Я годами думала, а как сделать так, чтобы он это или то захотел. А уж инициативы от Гриши поддерживались максимально быстро, ибо были они очень редко.

Так же уточню. Гриша - это человек, который реально слышать людей начал в 9 лет... До этого времени он бежал, куда глаза глядят. Звать, объяснять, просить, умолять, наказывать... это ничего не работало. Он лез куда-то не понятно куда, с полностью выключенным мозгом. Это выглядело так странно. Словами не передать. Человек выбрасывал вещи в окно... его за это наказывали. Он не делал выводов вообще никаких.
Теперь я понимаю, что он был не способен сделать выводы...
Но. Пришёл день. Помню его до сих пор и не забуду никогда. Часто о нём рассказываю, как о чуде.
Шли мы в магазин. Проходили мимо площадки детской, на которую Гриша обычно нёсся как ошпаренный, никого не спрашивая.
А тут, вдруг, он оборачивается и говорит "моно?" Можно?
Да... Можно... Сказали мы с мужем хором и чуть там не упали.
Ибо... всё, что мы просили сына, это предупреждать, что ты пойдёшь. Прям репетировали с ним этот алгоритм. Не запрещали. Иди. Только спроси "можно?"
И вот... не прошло и ста лет, в 9.5 лет, как раз, когда начала развиваться речь, он первый раз спросил разрешения... и с тех пор спрашивает всегда. Ему не запрещают. Этим вопросом он ставит в известность, что он будет это делать. Если запретить, делать не будет.
Вот такой парадокс... И нечто не понятное про заработавший в 9 лет мозг.

Уточню ещё. Гриша живёт в режиме. Ему нельзя сидеть после 21.00 часа. Он должен лежать в кровати. Он встаёт в 7.00. Все эти моменты в своё время требовали сильного давления. Гриша не хотел ложиться, и не хотел вставать.

И... даже не знаю, как сказать, чтобы вообще не запутать читателей))) Я не наказывала за то, что он не ложиться в 21.00, я не ругала, когда он не мог встать утром. Я просто укладывала его и объясняла, почему. Я просто поднимала его и объясняла, почему. Всё. Он не мог. Я помогала.

Теперь может. И никогда ничего не саботирует. На это годы, правда, ушли.

Конкретно по поводу сна. Я считаю, что это не было его выбором. Он не мог уснуть, не мог переключиться от деятельности ко сну. Не мог, не мог, не мог. Я считаю, это не был выбор. Моя задача была помочь научиться это делать. Как-нибудь...

Очевидно, что это получилось. Не знаю, почему.

Про агрессию, к сожалению, так же... как бы я не пела песни про наказание, про отлучение от компа, к сожалению, до определённого периода... это не работало. Вот не соединял человек события в цепочку. Мол, я ударил маму, у меня забрали комп, чтобы я понял, что маму бить нельзя, я не буду бить маму.

Нет... это просто не работало...

А в какой-то момент сработало...

Это я к чему? Теории, вычитанные в книжках, в интернете - отличны. НО.

Но всё дело в Вашем ребёнке. Если воздействие на него не работает, то это не значит, что вы плохо старались) Это значит, что вам нужен другой способ. Не знаю, какой, но другой. Или... время...

Ещё добавлю.

Лично я за всё. За любые способы воздействия, если они работают.
Но... я против бессмысленного насилия... коим часто, вольно или невольно, злоупотребляют взрослые по отношению к детям, в надежде чего-то добиться от них.

Конце отступления и вывод.

Итак.
Не наказываю (одно исключение). Не запрещаю. Не обижаюсь. Не расстраиваюсь.
Робот?
Нет. Стратегия.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Ору, ору как ненормальная периодически (напишу об этом отдельно). Иногда рыдаю от отчаяния, когда не понимаю, как ему объяснить что-то в русском языке, в математике. Иногда просто ухожу из комнаты, когда отчаяние достигает высшей точки, и прошу меня не трогать 10-20-30-100 минут.

Но это не связано с Гришиным поведением. Это связано с его возможностями.

А как-то странно наказывать болонку за то, что она не сенбернар.

П.С. 2. Считаю ли я что права? Нет... Не считаю. Делаю, как понимаю и что приносит плоды. Не более.

П.С. 3 Грише 6. Куда-то полез.