Первая статья на "Дзен" будет посвящена русскому супергерою (коих не так много), а поскольку сервис тоже отечественный - все логично!
Речь пойдет о комиксе под названием "МИР" от издательства Bubble.
Первый том комикса вышел не так давно - в 2020 году, и сказать, что прогремел будет большим преувеличением для него. Судя по реакциям под постами в группе самого издательства, можно сказать - "Мир" тихонечко приоткрыл дверцу и скромно вошел на рынок отечественных комиксов (Не смотря на раскупленный первый тираж). Конечно, трудно было ожидать другой реакции ведь у нас в стране комикс-комьюнити не сказать, что развитое и с легкостью берет все вышедшие новинки. Вместо этого оно предпочитает с осторожностью приглядываться к тому или иному произведению и если вдруг кто-то из круга знакомых советует - уж потом покупать и читать. Ну да ладно, об нашем комьюнити поговорим в будущих статьях, а сейчас о "Мире".
О чем же МИР?
На момент написания статьи вышло 7 томов комикса и все уже мною прочитаны, проанализированы. Поэтому, хотелось бы рассказать, что из себя представляет данная история.
В результате холодной войны между Америкой и Советским Союзом на свет появился первый супергерой - Фаэтон, который должен был дать западу преимущество в сферах влияния. В свою очередь ученые в СССР тоже не дремали и в противовес создали своего героя не лишенного приставки "супер" - Мира. Так получилось, что вцепившись в смертельной схватке Мир погибает, а Фаэтон исчезает. И вот, спустя поколения, когда режимы преобразовались, культура изменилась и время дошло до нашего - разворачивается начало комикса. Дочь влиятельного депутата Саша Македонская наряду с учеными решает вернуть современности символ, который бы смог сплотить всех граждан вместе и этим символом должен стать Мир.
И вот, воплотив свои грезы в реальность, что Саша, что ученые (и даже само государство) пытаются найти Миру применение в нашей реальности. Каждый хочет использовать его как инструмент для достижения тех или иных целей порой забывая, что Мир не игрушка, а личность о чем также в открытую заявляет.
Действительно, это очень свежо и необычно для издательства Bubble - выпускать полностью супергеройский комикс во всем его классическом воплощении. Мне понравился подход к идее истории и ее реализация в самом начале. По факту, заново колесо "МИР" не изобретает (первыми на ум приходят "Хранители", где один из героев читал комикс про пиратов), но с каких необычных ракурсов он подается - тут авторов можно только похвалить. Очень стильный и внушающий гордость за отечественное комикс-издательство проект. Взять только само название комикса, которое воплощает как имя главного персонажа истории, так и саму его суть - нести мир. Местами проскальзывает сыроватость в сюжете, и слишком быстрое повествования без должного плацдарма, но по первой это читать не мешало.
Славный парень - МИР, который слега аляповатый и наивный (так кажется в начале истории) милашка, которого даже жаль, что он многое упустил, что проект\задумка и даже цель его воскрешения - это подарок богатому депутату от его дочки. Но, увы, не все так гладко у комикса. По итогу прочтения всех 7 томов выяснились и довольно серьезные минусы, но о них в самом конце статьи.
Исходя из вышесказанного можно выяснить, что в комиксе будут подниматься темы войны, поколений, символики и ее значения для людей, отношений между прошлым и будущим. Ну и конечно же - тема супергероев!
Рисунок и идея комикса в комиксе
Я приклоняюсь перед красотой рисунка Мадибека Мусабекова, а конкретно - перед эмоциями на лицах персонажей, которые он воспроизводит; мастерство художника - главная жемчужина этого комикса, которую ни в коем случае не стоит отнимать или менять (но в итоге так и сделают). По поводу рисунка Алексея Горбута тоже скажу пару слов, пусть я и не любитель "старого" стиля, но идея с комиксом в комиксе - это хорошее решение для ускорения истории (вряд ли бы издательство смогло позволить себе один лишь рисунок Мусабекова, ибо разрыв между томами был бы очень большим, ведь такой стиль рисунка, рискну предположить, задействует очень много сил и времени). Таким образом Bubble очень умело решили проблемку и обернули ее в красивый фантик в виде комикса в комиксе, который не плохо переключает тебя с серьезного реализма, на гипертрофированный стиль старых комиксов; сюжет, в этом не нуждается, имхо, но опять же - это условность, с которой нужно считаться.
Отсылки и юмор
В комиксе очень много "наших" шуток и отсылок, которые поймет только житель России или стран СНГ. Встречая их на душе чувствуется причастность к комиксу и культуре. Так, например, Саша упоминает в разговоре с Миром про коронавирус, когда тот спрашивает про маски; про шаурму из Нижнего Новгорода, которая весьма прославилась; отсылка к шоу Урганта так вообще чумовая. В общем, вы поняли о чем я говорю.
Слабые стороны комикса
- 1. Идея воскрешения
Увы, слабые стороны всплывают с самого начала истории. Так, начать хотелось бы с не очень продуманного концепта воскрешения Мира. Ну не убедил меня комикс в целесообразности этого действия, не хватило background'а что ли. Нам говорят, что преследуют две цели: сплочение народа России и все тот же подарок депутату в качестве пиар-компании. Что то, что другое глупо потому что для первой цели у нас нет никаких оснований так считать, что народ разобщен, то есть - не видно как таковой нужды и в комиксе нет стенаний людей о том, как им плохо живется без символа (скорее всего комикс писался под гнетом коронавируса и только под его призмой можно было бы понять нужду людей в сплочении, но согласитесь, что идея привязки комикса к одному лишь событию - такая себе. Я лично читал комикс после коронавируса и не ощущал жажды в сплочении); а почему вторая цель глупая - даже описывать не хочется, тут и так понятно, что воскрешать личность имеющую суперспособности как минимум безрассудно, а еще глупо использовать живую личность в целях показать, что он - результат твоих стараний и только благодаря тебе сможет творить добро в стране. Можно было бы поболее проявить фантазию как мне кажется.
- 2. Действия и поведение героев
Отмечу некоторую не рациональность действий ключевых персонажей истории. Иногда Мир производит впечатление ну уж слишком славного парня от чего все движется не так, как могло бы, если у него проявилась твердость духа, а Македонская престает преувеличенно смелой бой-девушкой. Она буквально не боится попадать в такие места, куда обычный человек и носа бы не сунул, даже если рядом была бы вся команда Мстителей. Сам Мир не осознает опасность наличия Саши в таких местах и смело берет ее с собой - безрассудно! (Вспоминаем фильм "Новый Человек-Паук: Высокое напряжение").
Напыщенность Саши объяснили проблемами из детства - это ладно. Мира не раскрыли и его безликость и картонность с каждым томом начинает разочаровывать. Евгений (тот самый строгий коп из фильма про Майора Грома) строит козни вот уже 7 томов и из этих козней, из понятного, дали один маленький намек в виде темного силуэта знакомого персонажа. Отношения Саши с родителями, с Миром, Мира с другими героями - по итогу плоские. Складывается ощущения, что история чрезмерно спешит не до рассказывая всех деталей, моментов и не дает достаточную картину мира самого комикса.
- 3. Сценарные "ружья"
Возьмем как пример сюжет про "сыновей" Мира, ко встречи с которыми читателя заранее хотели подготовить, но по факту вкинули еще одну ветку не как поинтереснее это не обыграв. Их появление кажется слишком рваным и не логичным, к слову этих сыновей даже не раскрывают как следует.
Идея с бункерами на пару страниц - кажутся вообще не нужными потому что мало того, что сама местность и бункеры внутри - пустые, так еще и приходят туда по сюжету герои на пару страничек, где происходят ключевые сюжетные изменения, а потом быстро убегают, но взамен Мир становится тупо более похож на супермена.
Читая историю, я испытал то ощущение, когда тебе приносят конфету с красивой оберткой, а внутри дешевые конфеты. Так вот о чем я: не покидает чувство, что сюжетные повороты и сама история рождается очень спонтанно и быстро, без серьезного обдумывания происходящего и как это реализовать на страницах.
- 4. Рисунок - убрали Мусабекова с главных ролей
Зря убрали Мусабекова из самой истории (рисует только обложки), ведь как и говорил, он придавал комиксу стиля и добавлял уникальности, но начиная уже с 4 тома по 7, его нет и это идет в минус поскольку масштабность битв уменьшилась; в целом наполненность кадров резко упала (не один я подмечаю нелепость рисунка в последних томах). Возникает ощущение, что комикс пустой и не доделанный, - на большинстве панелек отсутствует фон. Например, том со "вторым солнцем" где на обложке мы видим внушающих размеров робота, также мы видим в конце тома крутое описание этого образа и как пришла идея создания персонажа, НО! По факту на страничках предстает все будто в миниатюре. В рисунке нет того лоска, что был до сих пор.
ИТОГИ
Я был в восторге увидев первый том, а начав знакомиться с ним, я думал "ну вот, наконец-то стильная и красивая супергероика на русском", но в результате минусы для меня перевесили всю стильность и красивую презентацию комикса издательством. Под стилем я подразумеваю костюмы героев, обложки, антураж первых томов, когда рисовал еще Мусабеков и крутые боевые сцены. По итогу всего, что занесли в комикс изначально он оказался лишен и дальше собирать серию у меня желания нет.
История не лишена сильных стороны - мне очень понравились два первых тома, которые я прочитал с удовольствием. Рисунок в них невероятный. Костюм и сама идея - офигенные. Увы, дальше история пошла по иным рельсам для меня.
Кому стоит ознакомиться с комиксом? Подросткам, ведь помимо всех тропов и идей, за которые подростки вообще любят читать комиксы, здесь есть дух патриотизма. Кто знает, может "Мир" вдохновит юных читателей и эта история подхлестнет комикс-комьюнити на создание еще более качественных историй; Всем, кто не искушен большим количеством комикс-историй - уверен, и для этой категории читателей "Мир" будет свежим и крутым.