Москва и Пекин используют гибридные тактики для подрыва единства НАТО. Об этом заявила постоянный представитель США при альянсе Джулианн Смит. По её мнению, Китай и Россия всё чаще пользуются «общим инструментарием» для этих целей. Смит также сообщила, что сейчас в НАТО ведётся работа для того, чтобы ответить на вызовы со стороны Китая. Ранее КНР была названа одной из ключевых угроз в новой стратегической концепции НАТО и стратегии нацбезопасности США. По словам аналитиков, Вашингтон решил одновременно противостоять России и Китаю. При этом именно КНР в США считают главным противником, говорят эксперты. Политологи полагают, что подобная борьба Соединённых Штатов на два фронта обречена на провал.
Россия и Китай пытаются посеять раздор среди членов НАТО. Об этом заявила постоянный представитель США при альянсе Джулианн Смит.
По её словам, «нет никаких сомнений», что обе страны — и Россия, и КНР — «действуют с целью посеять раздор… между трансатлантическими партнёрами». «И теперь мы это очень чётко осознаём, у нас появилось более глубокое понимание таких действий, и мы намерены с ними бороться», — сказала она в интервью газете Financial Times.
По её словам, Москва и Пекин якобы «всё чаще используют общий инструментарий, который должен вызывать беспокойство у альянса НАТО».
«Мы видели, что обе страны используют гибридные тактики, — сообщила Смит. — Мне кажется, что Китай очень внимательно следит за тем, как Россия прибегает к дезинформации и таким вещам, как принуждение и (угроза. — RT) энергетической безопасности, злонамеренные и вредоносные кибероперации».
Постпред США при НАТО сообщила, что «уже ведётся» работа над тем, чтобы правительства стран — членов НАТО перешли от признания вызовов со стороны Китая к ответу на них. Смит добавила, что НАТО будет стремиться достичь определённых «вех» по этому вопросу на совещаниях на уровне министров и саммитах лидеров стран альянса.
«Отчасти это возложено на правительства стран, их решения, на национальные механизмы и законодательство. Здесь мы говорим о защите наших ценностей, защите нашего единства и самозащите от некоторых из гибридных тактик, на которые в особенности предпочитает полагаться Китай», — заключила Джулианн Смит.
Антикитайский курс
Стоит отметить, что на Западе и ранее высказывались опасения по поводу развивающегося сотрудничества России и Китая.
Так, в июне 2022 года НАТО приняло новую стратегическую концепцию, в которой говорилось, что углубление партнёрства РФ и КНР якобы противоречит «ценностям и интересам» альянса.
При этом Китай всё чаще называют на Западе своим оппонентом или конкурентом. Подобная оценка содержалась и в новой концепции НАТО. В документе указывается, что «амбициозные цели и политика принуждения» КНР «бросают вызов... интересам, безопасности и ценностям» НАТО. Пекин в концепции обвиняется в попытках «подорвать основанный на правилах международный порядок».
В связи с этим члены НАТО заявили, что будут работать для «противодействия создаваемым КНР системным вызовам евро-атлантической безопасности и обеспечения устойчивой способности НАТО гарантировать оборону и безопасность государств-членов».
Изменился статус Пекина и в основополагающих документах США.
В частности, в октябре этого года Белый дом обнародовал новую редакцию Стратегии нацбезопасности Соединённых Штатов, в которой КНР была определена как самый серьёзный геополитический вызов для Вашингтона.
В Белом доме тогда сообщили, что США будут «конкурировать с Китайской Народной Республикой — единственным конкурентом, который и намерен, и способен изменить международный порядок». Параллельно с этим Вашингтон собирается сдерживать «представляющую угрозу Россию».
«КНР и Россия всё больше сближаются, но исходящие от них вызовы имеют важные отличия. Мы сделаем упор на сохранение устойчивого конкурентного преимущества над Китаем, параллельно сдерживая по-прежнему представляющую серьёзную угрозу Россию», — указано в стратегии.
Чуть позже, в ноябре 2022 года, госсекретарь США Энтони Блинкен после министерской встречи в НАТО в Бухаресте заявил, что Вашингтон и его союзники конкурируют с Китаем за возможность определить направление дальнейшего развития мира.
При этом он подчеркнул, что Запад не стремится к конфликту и отказу от экономического взаимодействия с Пекином.
В свою очередь, генсек НАТО Йенс Столтенберг в начале декабря предостерёг членов альянса от попадания в зависимость от Китая. По его словам, в экономических отношениях с Пекином государства Запада не могут руководствоваться исключительно коммерческими соображениями.
А заместитель министра обороны США по политическим делам Колин Кол заявил, что другим странам нежелательно углублять отношения с КНР в военной сфере, потому что «риски слишком высоки» при «незначительной награде».
На этом фоне Вашингтон обозначил намерение бороться с «растущим» влиянием КНР в развивающихся странах Индо-Тихоокеанского региона. В частности, в проекте бюджета США на 2023 финансовый год предусмотрено выделение на эти цели $1,8 млрд.
«Неизбежно закончится катастрофой»
По словам руководителя Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимира Батюка, Вашингтон и его союзники решили перейти к одновременному сдерживанию РФ и КНР.
«Судя по заявлению Джулианн Смит и многим другим выступлениям американских функционеров, на Западе решили перейти к одновременному сдерживанию России и Китая. Эта стратегия обречена на полный провал. У Запада не хватит сил для осуществления такого плана. И это неизбежно закончится катастрофой», — заявил эксперт в беседе с RT.
Схожего мнения придерживается и руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
«США поставили себе задачу противостоять на два фронта, России и Китаю. Это ошибка. Затягивая украинский конфликт и начиная конфронтацию с Китаем, они распыляют свои ресурсы. При этом такая политика подталкивает Москву и Пекин к дальнейшему взаимовыгодному сближению по всем направлениям», — рассказал эксперт в беседе с RT.
В свою очередь, Владимир Батюк полагает, что сегодня Китай на Западе рассматривается как главный противник.
«Китай считают на Западе врагом номер один, а Россию — номером два. С точки зрения нынешней байденовской администрации и её союзников, именно Китай представляет наиболее серьёзную угрозу объединённому Западу. В отличие от того же Советского Союза, который был лишь военно-политической угрозой, Китай сейчас является и экономическим вызовом. И такое положение дел на Западе считают крайне опасным», — утверждает Батюк.
Аналитики обратили внимание на то, что не все страны НАТО с охотой подчиняются требованию США рассматривать Китай как угрозу.
«Китай — это мощная экономическая держава. Европа напрямую зависит от поставок из КНР, поэтому Пекин имеет рычаги влияния на Брюссель. Положение Европы особенно тяжело сегодня, когда она страдает от экономического и энергетического кризисов. Разрыв ЕС с Россией уже привёл к проблемам в энергетике и экономике. Разрыв с Китаем будет означать нехватку товаров, которые заместить будет очень сложно», — пояснил Александр Михайлов.
В свою очередь, Владимир Батюк указывает на то, что, несмотря на все эти риски, США всё-таки удаётся заставить ЕС участвовать в конфронтации с КНР.
«Для многих американских союзников, и не только в Европе, но и в Азии, поддержание взаимовыгодных экономических отношений с Китаем крайне важно, и они не собираются от этого отказываться. И это ставит серьёзные проблемы перед американской стратегией одновременного сдерживания России и Китая. Однако принятие в июне новой стратегии НАТО, где Китай впервые назван одним из главных вызовов, говорит о том, что Вашингтону всё уже удаётся навязать этот курс своим союзникам», — заявил Батюк.
Эксперт прогнозирует, что в ближайшем будущем противостояние США и Китая может выйти на новый уровень.
«Нельзя исключать, что в ближайшие годы противоборство США и Китая может обостриться. Уже сейчас американцы вводят санкции не только в отношении России, но и в отношении Китая. Это очевидно будет иметь негативные политические последствия для американо-китайских отношений», — заключил аналитик.