Найти в Дзене
Долгая дорога

Пенсионерка

- Пропала школа, - говорили учителя, когда Вера Валентиновна объявила, что собирается уйти на пенсию.

- Что Вы, все хорошо будет, - радостно отвечала будущая пенсионерка, - А я внуками, наконец, займусь, да рукоделием. А то ведь все некогда.

Она была самой старой в этой школе и самой уважаемой и любимой. Такое значение библиотекарю нигде не придают. А тут без неё ни одно решение не принимается. Прием на работу, решение об участии в проекте, ремонт. За советом идут к ней. Только после её веского слова принимаются сотрудники за работу. Она ни разу не ошиблась. Ни разу! Потому и школа считается одной из самых успешных в области.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Было когда-то, что ослушались Веру Валентиновну и отправили на олимпиаду ученика седьмого класса. Хороший ученик и перспективный. Родители его спонсоры постоянные. У него репетиторы по всем предметам. А Вера Валентиновна встала в позу:

- Не посылайте, провалит он. Нет у него соответствующего мышления. Вы зайца можете научить упражнения всякие выполнять, а вот логически мыслить его не заставите. Этим он от человека и отличается.

- Ваше отношение к семье Филатовых известно. Не любили Вы его отца, а он вот какой успешный.

- Потому и успешный, что услужливый. Исправно выполняет то, что начальство ему велит. Вот и весь секрет его успеха. А, впрочем, делайте что хотите.

Провалил Василий Филатов олимпиаду, мямлил потом:

- Да там задания были не из школьной программы. Да там подсуживали своим. Да там кто-то заранее вопросы знал…

Только всем понятно было, что права была Вера Валентиновна. Не подготовили ученика к олимпиаде, незачем и позориться. Признались бы честно: нет у нас такого человека. К следующему году исправим.

Ольга Алексеевна в школу пришла техничкой устраиваться. Так уж случилось, что родила она в выпускном классе сына. Мальчик тоже был из её класса. Он работать пошел, а она в декрет прямиком со школьной скамьи отправилась. Тяжело жили. Он без должной квалификации получал мало, она дома с ребенком. Все деньги на съемное жильё отдавали. Как только ребенка в садик взяли, она стала работу искать. В эту школу по объявлению попала. Сидит у директора:

- У вас есть вакансия технички.

А Сергей Борисович оглядывает её с ног до головы и кричит секретарю:

- Леночка, а пригласи-ка ко мне Веру Валентиновну.

В кабинет заходит уже тогда пожилая женщина, смотрит на Ольгу, а директор и спрашивает:

- Вот техничкой к нам пришла устраиваться. Что думаете?

Вера Валентиновна губы поджала, очки поправила и говорит:

- У нас секретарь в декрет уходит, может быть, подождете месяц-другой.

- Так я печатать-то не умею.

- Научитесь, - засмеялась Вера Валентиновна, - не боги горшки обжигают. Да и нет тут такого объема, чтобы скорость Вашей работы требовалась.

Ольга очень быстро освоилась, в коллектив влилась. На больничный старалась не ходить, даже когда ребенок болел. Спасибо родители помогали. А летом подошла к ней Вера Валентиновна с предложением:

- Тут у нас Анастасия Семеновна на пенсию скоро пойдет. Ты не думала о повышении?

- Как я могу, у меня образования нет. Да и не помню я биологию.

- Осенью в наш педагогический, набор на заочное отделение. А пока тебя Анастасия Семеновна и подготовит, ты курс подучишь. Пока она не ушла, на уроки к ней походишь, поучишься.

- Не смогу я. Какой из меня учитель? – Возражала Ольга, а сама задумалась. Дома её поддержали, действительно, что же теперь всю жизнь необразованной быть. Если есть такая возможность в люди выбиться.

Очень старалась Ольга. Говорит, что перед учениками совестно было учиться плохо. С красным дипломом институт окончила. А сразу после окончания её завучем по учебной работе поставили. Муж её тогда так вдохновился, что тоже в институт поступил на менеджера. Тут уж она ему помогала и с контрольными и с курсовыми. Так что пока сын их школу окончил, родители были образованными специалистами.

А когда Сергей Борисович на пенсию уходил, так первой кандидатурой на его замещение была Ольга Алексеевна. Теперь уж не сомневался никто, что она осилит эту ношу непосильную. Да и школа была образцовой, хоть и маленькой.

Сейчас в Ольгиных руках школа и вовсе окрепла. Медалисты каждый год в большом количестве. Сами учатся, без репетиторов. Каждый учитель за дело свое болеет, живет проблемами школы. А уйдет Вера Валентиновна – основной советчик по кадровым перестановкам и все, эмпирическим путем много не наработаешь. А такой интуиции нет больше ни у кого. Как у неё это получается?

Три месяца выдержала Вера Валентиновна дома. И то каждую неделю в школу приходила. А потом, Ольга ей предложение сделала:

- Вера Валентиновна, вижу, скучаете Вы. Да и мы без Вас как-то не очень справляемся.

- Ну, уж, скажете, - покраснела пенсионерка.

-Место библиотекаря у нас занято. Но если бы Вы согласились, поработать хоть гардеробщицей, я бы для Вас ставку выбила. Нужны вы нам. – Ольга Алексеевна искренне смотрела на Веру Валентиновну. На глазах, у которой появились слезы.

- Я ведь тоже пенсию свою, как манну небесную ждала. А вот посидела немного и поняла, что нет, не смогу. Утром просыпаюсь, и подняться не могу: то голова кружится, то звон в ушах. Я давление мерить, да по врачам ходить. А приду в школу и забываю обо всем. Будто и здоровье хорошее и годы молодые.

- Вот и договорились, - с готовностью сказала Ольга Алексеевна, - все у нас хорошо будет, пока вы с нами - ангел хранитель.

- Недолго поработали без меня, - извиняющимся голосом говорила Вера Валентиновна дочери, - просят назад вернуться.

- Я так и знала! Ну, что ж, коль не могут - возвращайся. – Понимающе сказала дочь. – Только как же твое здоровье?

- Хорошо, хорошо, - обрадовалась услышанной поддержке Вера, - среди людей и смерть красна.