Люстра как подвесной осветительный прибор к концу XVII века обрела устойчивую форму и в таком виде была известна по всей Европе, в том числе и в России.
Безопасность прежде всего
При эксплуатации люстр наиболее важным требованием оказывалась пожарная безопасность, поэтому в их конструкции учитывалось множество особенностей: например, продуманными были расстояния между светильниками и использование негорючих материалов. Подавляющее большинство люстр этого периода – из металла: иногда – железа и стали, чаще же – из различных медных сплавов, среди которых особенно пышными оказывались люстры бронзовые.
Люстра была не только практичной деталью интерьера, но и демонстрировала богатство и вкусы хозяев
Бронзовые многоярусные люстры были очень нарядны, модны и, несомненно, свидетельствовали о достатке хозяина. В их оформлении было легко отразить любые капризы архитектора, оформляющего интерьер, и владельца дворца. Бронзовые люстры были практичны: пожаробезопасны и, поскольку собирались из отдельных деталей, могли оказываться весьма разнообразны по форме и отделке, даже происходя из одной бронзолитейной мастерской.
У больших парадных бронзовых люстр был один недостаток, помимо дороговизны – они были очень тяжелыми
Это создавало вполне понятные проблемы для архитектора и владельца. Поэтому наряду с бронзовыми люстрами этого типа создавались и люстры из более легких материалов – дерева и папье-маше. Не следует считать, что они были более дешевыми – отнюдь, и деревянные и бумажные люстры создавались по особым заказам лучшими мастерами. И украшали такие осветительные приборы Останкинский дворец графов Шереметевых, дворец князей Гагариных на Новинском бульваре и пр.
Немного подробнее мы хотели бы остановиться на одной из деревянных люстр из собрания Исторического музея, которая не только виртуозно исполнена, но и имеет любопытный сюжетный замысел.
При создании этой люстры были использованы разные материалы и приемы их обработки: резьба по дереву, покрытие его затем левкасом и золочение. Таким же образом изготавливались и знаменитые резные иконостасы в храмах, двери в царских дворцах и другие парадные ажурные деревянные элементы интерьера.
Художественная программа люстры символична: мрачные тёмные силы побеждены светом, за его сиянием скрывается Нюкта-Ночь, унося звёздное ночное небо, и всем являет свой лик Солнце – самый яркий источник света в нашем мире.
Дорогим удовольствием были и стеклянные люстры. В коллекции ГИМ хранится невероятной красоты люстра из муранского стекла, которая украшала Гербовую комнату дома Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в Москве.
Люстра создана в знаменитых венецианских стеклодувных мастерских по традиционной технологии. Но у этого предмета есть нюанс. Он выполнен из стекла очень редкого цвета - золотисто-зелёного. Это придаёт люстре благородную монохромность и при этом создаёт игру света и цвета при включенном освещении (люстра уже была адаптирована под электричество). Люстра состоит из 127 деталей, не считая металлических крепежей и деревянных вкладышей. Как собирается такая люстра, можно посмотреть в небольшом видео: