Найти тему

Можно ли решить задачу, у которой нет решения?

Чем невозможнее кажется задача, тем интереснее ее решать (из к/ф «Легенда об Искателе»).
Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные — чуть погодя (американская пословица).

Эта история из моего далекого детства. Я был из тех дарований, для кого математика со школьной скамьи являлась не просто любимым предметом, а была настоящей зависимостью: я намеренно искал такие задачи, которые заставляли меня реально думать, ломать голову, переходить к нестандартному мышлению. Мои полки были забиты учебниками, справочниками, журналами. Начиная с начальных классов на всех контрольных работах я решал не только свой, а все четыре варианта нашего класса, при этом успевал сделать все за половину урока.

Когда появилась новость, что вместо выпускных экзаменов вводится новый формат аттестации в виде ЕГЭ — меня это сильно заинтересовало, поскольку там была часть «С», для решения которой школьной программы недостаточно. Ура. Начиная с 9 класса я стал выписывать с книжных магазинов дополнительные пособия, ходить на подготовительные вечерние курсы. И как водится, учитель математики, видя мое рвение познать большее, подкидывала мне интересные задания. Хотя все они решались классическим способом, следуя изученным формулам и правилам.

Так вот однажды, Мария Андреевна остановила меня в коридоре во время перемены и буквально на ходу рассказала условие очередной задачи, которую нужно было решить к завтрашнему дню. Хорошо. Дойдя до своей парты, я сделал несколько пометок в черновике. Сходу решить у меня не получилось. Потом еще несколько попыток между уроками и опять безрезультатно.

-2

Уже дома я исписал целую тетрадь, но это никак не приблизило меня к разумному ответу. И здесь нужно проговорить, что это было время без компьютеров и без мобильных телефонов. Такие слова, как Интернет и wi-fi в нашем поселке вообще не знали. Я учился в те времена, когда только стали появляться «Решебники» с ответами и это было что-то невообразимое. Поэтому со своей задачкой я оставался один на один без возможности куда-то подсмотреть. И все-таки у меня появилась идея: а что, если я пойду к другому учителю математики и попрошу у нее помощи, да так, чтобы Мария Андреевна об этом не узнала.

Дело уже шло к вечеру, и я пришел на дом к Валентине Ивановне. Она была удивлена этой ситуации, но тем не менее заинтересовалась заданием. Посмотрела условие, мои наброски. Немного помолчала и сказала: «Надо подумать!». Что ж, математика была третьим уроком, поэтому время еще было. Ничего не подозревая, я ждал весточки от Валентины Ивановны. Но как потом выяснилось, она всю ночь не могла уснуть, а решения так и не нашла.

-3

Утром, придя в школу Валентина Ивановна обратилась к учителю физики, которая в прошлом тоже преподавала математику. Позже к ним присоединились другие учителя. Таким образом в учительской собрался целый консилиум, пока туда не вошла Мария Андреевна. Погрузившись в ситуацию, она расставила все точки над «i»: оказалось, что я изначально неверно записал условие этой простейшей задачи. За весь созданный кипишь меня высмеяли перед всем классом, Мария Андреевна назвала меня тогда «липовым отличником». А меня это мало волновало, потому что мой, как оказалось, додуманный вариант задачи так и остался нерешенным.

Мне понадобилось еще пару дней, чтобы вывести доказательную базу, что эта задача просто напросто не имела решения. Я ликовал от радости, ведь по сути это и было решением. Никому из учителей не пришло в голову это сделать: не искать правильный ответ, а доказать, что при таком раскладе решения быть не может. С этого самого момента со мной живет одно правило:

Если задача не имеет стандартного решения, начни думать нестандартно. Возможно это и есть ключ к решению вопроса.

Да простит меня Мария Андреевна, но этот факт остался в школьной истории. Когда мы заканчивали 11 класс, ЕГЭ еще проходил как эксперимент. Первые на сдачу были приглашены наши учителя. А затем выпускники могли сдавать выбранные экзамены по желанию.

Марии Андреевна сдала свой предмет на «4», мне же хватило баллов, чтобы получить отметку «5». И вот второе правило:

Почаще решайте задачи, которые не имеют решения. В этом больше смысла, чем находить ответ там, где он уже заранее кем-то определен.

И отвечая на вопрос, поставленный в заголовке этой статьи: Можно ли решить задачу, у которой нет решения? Ответ: можно. После этого мир узнает о создании чего-то нового — того, что раньше просто не существовало.