А второй центр города - главный, официальный, парадный, застроенный начиная с 1930-х годов.
Но взгляд притягивают прежде всего неоклассические здания 1940-х - 1950-х гг.
До прихода в Монголию социализма и начала строительства Улан-Батора на месте старой Урги исторический центр занимал и место нынешнего парадного центра, а примерно там, где сейчас главная площадь Чингисхана, стоял Восточный монастырь.
Улан-баторский парадный центр прямо радует глаз: правильная сетка улиц в окружении восьмиугольного "бульварного полукольца", много зелени, красивые и такие знакомые российскому человеку сталинские неоклассические здания (или тут их правильнее именовать "чойбалсанскими"?), пешеходные зоны, почти везде есть широкие тротуары - короче, другого такого места нет во всей Монголии.
И даже среди новых высоток приличная архитектура попадается.
Главная площадь Улан-Батора и всей Монголии, площадь Сухэ-Батора - от неё опять веет Китаем: она большая, квадратная, и на ней находится примерно всё.
На северную сторону изначально выходило здание Правительства Монголии, похожее на здание обкома в региональном центре РСФСР конца 50-х годов.
Но уже в XXI веке выходящий на площадь фасад был перестроен с использованием мрамора и зеркального стекла(вспоминаются печальные примеры Казани и Астаны.
До середины 2000-х годов тут стоял построенный по образцу Москвы мавзолей с главными коммунистическими вождями Сухэ-Батором и Чойбалсаном; в отличие от нашей страны, Монголия предала земле своих вождей, а мавзолей был снесён (а вот это зря).
Сама площадь при этом, в 1990-х годах ставшая площадью Чингисхана, вновь была переименована в площадь Сухэ-Батора.
И действительно, нужен ли баланс - кому как не россиянам с их памятниками Ленину и церквями вперемешку это понимать.
Чингисхан, главный национальный герой Монголии, памятники которому в стране увидишь совсем нечасто, тут собственной персоной, больше всего напоминающий толстого китайского монарха.
Но тут не только он сам, тут и его ближайшие сподвижники - нукеры (дружинники) Мухали и Боорчу, и величайшие ханы Монгольской империи из числа его потомков, Хубилай (внук) и Угэдэй (сын).
А в центре площади - вождь монгольской революции Дамдин Сухэ-Батор, выполненный в виде всадника на коне, гораздо больше напоминающий Чингисхана согласно общепринятым представлениям, чем пузатая статуя Чингисхана на фасаде Дома правительства.
На востоке у подножия новых высоток маячит Национальная Опера, похожая на здание провинциального советского кинотеатра из тех же 50-х годов.
На западной стороне площади - старые здания профсоюзов, почтамта и всяких других необходимых учреждений.
Новые высотки, тоже в обилии возвышающиеся со всех сторон (особенно на южной, и кроме северной) не перебивают всё это советское великолепие, а только подчёркивают его.
Как и положено настоящей главной городской площади, площадь Сухэ-Батора - это не только здания, но и всякие мероприятия.
Так, в тот августовский день тут было нечто вроде кулинарного фестиваля с элементами концерта.
Недалеко от главной площади - основные улан-баторские музеи, на удивление качественные для ещё недавно кочевой страны.
Ближайший - Монгольский исторический музей, не очень большой, но с очень насыщенной экспозицией.
Ещё должен отметить Музей естественной истории, славный прежде всего своей коллекцией динозавров.
Ведь монгольская пустыня Гоби славна чуть ли не самой большой в мире концентрацией окаменелых останков этих животных. И пусть в Монголии осталась лишь небольшая часть этих ценных находок, но тем не менее.
Южнее площади Сухэ-Батора, совсем недалеко - городской Парк культуры и отдыха, официально именуемый "парком Дружбы".
Парк состоит наполовину из пустырей (то ли засохшие зелёные насаждения, то ли на месте снесённых зданий), наполовину из парка аттракционов наподобие того, что было когда-то в московском парке Горького.
На краю парка, посреди пустыря расположился театр народного танца и песни "Тумэн Эх" - одно из тех мест, куда в социалистических странах обязательно водили всех интуристов.
А там рукой подать до магистральной железнодорожной линии, улан-баторского сегмента Трансмонгольской железной дороги.
Она проходит через весь Улан-Батор параллельно главному проспекту Мира, но совсем не используется в транспортной системе страдающего от пробок города.
Кварталы вдоль железной дороги - в основном позднесоветские, с минимальными следами неоклассицизма.
Западнее находится улан-баторский железнодорожный вокзал, главная станция национальной железнодорожной сети.
У вокзала есть своя площадь, украшенная неким обелиском с российским флагом.
А за железной дорогой - Южный Улан-Батор, центральная часть административного района Баянзурх.