Трясутся руки, дёргается глаз и периодически вырывается истерический смех или история о том, как я пыталась работать с Почтой России.
Немного предыстории.
У меня есть небольшой магазинчик алтайской косметики. Развиваю я его потихоньку своими силами, в каждый бизнес-процесс глубоко вникаю и проживаю самостоятельно. Начинала с продаж в соцсетях, потом маркетплейсы и другие площадки и наконец пришло время создать собственный сайт. Ведь у каждого уважающего себя бренда должен быть официальный сайт и желательно с интернет-магазином. Зарегистрировали домен, на скорую руку сверстали сайт на Тильде, выложили товары. Осталось дело за малым: подключить оплату и службы доставки, чтобы клиенты могли уже наконец сделать заказ и получить свои долгожданные посылочки.
Если вы когда-нибудь оформляли заказ на сайтах магазинов, у которых нет собственных пунктов выдачи, то наверняка видели, как при оформлении заказа удобно автоматически рассчитывается стоимость доставки и сразу включается в стоимость заказа. Ну конечно же я хотела чтобы у меня было так же. Быстро и удобно. Есть ещё конечно и второй вариант: расчет доставки поручить менеджеру, который будет по телефону связываться с каждым клиентом, договариваться о доставке… но это был абсолютно не мой вариант. На такой ручной обработке заказов далеко не уедешь.
Я выбрала для себя 3 транспортные компании (далее - ТК): Почта России, СДЭК и Boxberry. Связалась с менеджерами в каждой из компаний, запросила условия, начала процесс подключения. Ведь все эти автоматические сервисы подключаются к сайту только при условии наличия договора с ТК. СДЭК и Boxberry к счастью не заслужили отдельной статьи, поскольку всё прошло быстро, легко и мы до сих пор успешно сотрудничаем (ТЬФУ-ТЬФУ). Чего не могу сказать о Герое сегодняшнего рассказа. В процессе повествования моей истории я буду для сравнения приводить примеры того, как работают в аналогичных ситуация другие ТК.
Начнём с начала.
Я оставила заявку на сайте и со мной связалась девушка менеджер. Она очень бодро описала мне все условия работы, преимущества Почты и нарисовала прекрасные перспективы дальнейшего сотрудничества. Не некоторое время у меня даже пробежала мысль, что может у них действительно всё так здорово и весь негатив, который я слышала от людей, это всего лишь преувеличение и стереотипы. Показалось...
Далее по пунктам расскажу о том, с чем я успела столкнуться за непродолжительное знакомство с Почтой.
1. Утром деньги - вечером стулья
Первое что меня смутило - перед совершением первой отправки по договору, нужно было пополнить лицевой счёт. Для сравнения: в СДЭК и Boxberry оплата услуг происходит в следующем месяце по выставленному счёту. Ну ладно, это не так критично, подумала я и закинула на счёт 2 тысячи. (Спойлер: эти несчастные 2000 я так и не смогла потратить полностью. У меня там до сих пор лежит рублей 400 и я даже думать не хочу о том, через что мне придется пройти, если я попрошу их вернуть).
2. Поддержка до и после договора
До заключения договора менеджер мне звонила, полностью шла на контакт, сопровождала меня вплоть до пополнения лицевого счёта. Потом обещала прийти на помощь в любую минуту. Но при появлении первых (да и всех последующих) проблем, мне ни разу не удалось с ней связаться. На горячей линии отправляли тоже к ней. На звонки она не отвечала, на письма тоже. Всё приходилось героически разруливать самой.
3. Как физ.лицо - дешевле!
Начав работать с несколькими ТК, я решила сравнить насколько дешевле мне обходятся их услуги по сравнению с тем, если бы я оформляла доставку как физ.лицо. У СДЭК и Boxberry, как и было заявлено, доставка по договору действительно приятно дешевле. А вот у Почты в большинстве случаев выходило дороже! Это как так?! Связаться с менеджером по этому вопросу мне не удалось (см. пункт 2). После чего я приняла решение потратить деньги с лицевого счёта и оставить договор только ради модуля на сайте для удобного расчёта онлайн для клиентов, а отправлять посылки вручную как физ.лицо. (Сейчас уже я отключила этот модуль совсем и доставки Почтой на моём сайте нет).
4. Непонятно как правильно, а как нет
Один раз мне потребовалось оформить посылку вручную (при заказе с сайта там всё формируется автоматически). Я интуитивно натыкала, заполнила все поля, создала отправление, распечатала и пошла на почту. Посылку по этой накладной у меня не приняли потому что где-то я сделала что-то не так. На вопрос что именно и как сделать правильно, мне ничего внятного не ответили. В итоге пришлось отправить как физ.лицо.
5. Точность до грамма
При создании отправления нужно указать его вес. Понятно, ведь это влияет на расчет стоимости. У нас в офисе нет супер точных весов и пользуемся мы тем, что есть. Как-то мне отказали в приёме посылок из-за незначительного расхождения в весе (у меня было указано на 10 грамм БОЛЬШЕ, чем на самом деле (1725 гр вместо 1715 гр)), которое никак не влияло на цену отправления. Оказывается, они не могут при приёме менять вес на фактический. Они должны совпадать по инструкции. К слову, если оформлять посылку как физ.лицо через приложение или сайт, то можно указать любой вес и оплатить онлайн, а при отправлении всё пересчитается на фактический вес, и если изменится сумма, то либо с карты спишется дополнительно, либо вернётся то, что уплачено сверх положенного. Фантастика, правда?! А почему так нельзя сделать с работой по договору? Очень интересно и ничего непонятно.
И вот такими чудесами был наполнен мой каждый поход на Почту. Каждый раз я шла и не знала что же меня ждёт на этот раз.
Но самое интересное - это система отправки посылок с наложенным платежом. Она требует отдельного внимания и о ней я расскажу в следующей статье.