Многие из вас, друзья, наверняка видели ранее тот снимок, что расположен ниже. Совсем молодой парень на фоне Рейхстага в Берлине. С одной стороны - это своеобразный символ того, что против фашистов действительно встала вся страна, от мала до велика. Но, это не только символизм, мало кто знает, что именно этот парень, а не Егоров и Кантария, самым первым водрузил Красное знамя над Рейхстагом. Но, о его подвиге нигде не написали и фильмов не сняли, к званию Героя Советского Союза приставили, но так его и не вручили. А затем и вовсе в тюрьму посадили, после чего судьба его сложилась весьма печально...
"Лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и вместе с ним совсем молоденький парень Григорий Булатов, а за ними следом и другие, выскочили из "дома Гиммлера" сразу прямо на площадь, на которой стоял Рейхстаг. Красный флаг, который Гришка Булатов самостоятельно сшил из подручных средств, лежал у Кошкарбаева на груди, под фуфайкой. После короткого броска всем пришлось залечь. Огонь фашистов отсек от Кошкарбаева с Булатовым остальных разведчиков. Двое солдат взвода Кошкарбаева были тяжело ранены. Тем не менее, по мере возможности они продолжали двигаться вперед, камень за камнем, пережидая огонь фашистов, пока совсем не подобрались к мосту через забаррикадированный железнодорожными рельсами ров. Спустя время к ним присоединились и другие разведчики полка".
Это были строки из личного дневника лейтенанта Субботина, который своими глазами наблюдал всю эту картину. А вот что говорит об этом дне сам Кошкарбаев.
"Гриша Булатов все спрашивал у меня, что же мы будем делать дальше? Мы долго лежали с ним возле рва, полностью заполненного водой. И тут я ему предложил поставить свои фамилии на флаге. У меня с собой в кармане был химический карандаш, которым мы прямо тут, лежа под мостиком, написали на флаге "674 полк, 1 б-н, л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов". Мы долго там лежали, до самой темноты. Потом, когда началась артподготовка, мы с первыми же выстрелами рванули к Рейхстагу. Я поднял Булатова, придерживая его за ноги и мы прямо тут, на высоте второго этажа, установили свое Красное знамя".
Спустя время, а именно 6 мая, Кошкарбаева и Булатова приставили к награждению званием Героя Советского Союза, но наградили в итоге лишь Орденами Красного Знамени. Почему все произошло именно так и до наших дней практически не дошли эти фамилии? На то, на самом деле, были две причины.
В первую очередь, это касалось самого Знамени. Многие из вас знают историю о том, что девяти дивизиям раздали Красные знамена военного совета. Знамя должна была установить та дивизия, которая первой выйдет к Рейхстагу. Но, на самом деле, Знамен было намного больше, потому как некоторые из бойцов хотели поставить свое "Знамя Победы" первыми и командиры, в принципе, были не против. Некоторые части организовывали свои и несли их к Рейхстагу. Так было и со Знаменем которое водрузил Булатов. А вся соль в том, что сшил его Булатов и красного чехла от немецкой перины.
Вторым моментом было то, что после поднятия Булатовым Знамени, эта информация моментально отправилась в Москву, мол все, Рейхстаг взят. А по факту немцы как раз таки стали в этот момент активно контратаковать, и Рейхстаг еще не был взят. Только спустя время рота старшего сержанта Сьянова смогла ворваться в Рейхстаг. Ну а дальше вы историю знаете - метр за метром, пока Егоров и Кантария окончательно не установили свое Знамя, которое как раз и было из числа тех самых девяти. Кстати, всего знамен на Рейхстаге, по неофициальным данным, было установлено порядка сорока.
Ошибка в донесении и недопущение восхваления Знамени Победы, сделанного из немецкой перины, сыграли свою роль. Причем решающую. Именно поэтому Кошкарбаеву и Булатову так и не дали Героев, а про их Знамя забыли навсегда. Не стоит здесь и умалять подвига Егорова с Кантария, потому как они также, как и остальные красноармейцы, с боем пробивались к Рейхстагу, и вполне могли туда не дойти. Для примера, одни только Кошкарбаев с Булатовым, добравшиеся до здания первыми, 360 метров площади преодолевали 7 часов 30 минут, остальные немного дольше. Ну а что стало, в итоге, с нашими Героями, как Родина наградила их за подвиг?
Кошкарбаев вернулся в родной Казахстан, там многие знали о его подвиге и уважали за это. Но особо почитаемым он стал после того, как об их с Булатовым подвиге написал в своей книге тот самый лейтенант Субботин, воспоминания которого выше. Ему присвоили звание "Народный Герой Казахстана", работал в облисполкому и директором самой крупной гостиницы в Алма-Ате, тоже писал книги. Его фамилию и сейчас с большим уважением многие произносят в Казахстане. А что стало с Булатовым?
После Победы Булатов не смирился с тем, что им так и не дали Героев Советского Союза, много возмущался открыто, парень то молодой еще, горячий. В итоге, уже мае 1945-го попал в тюрьму по очень странному обвинению. Выйдя через два года, его отправили дослуживать в Берлин. Ну а вернувшись домой в родной город, тоже не нашел особого понимания, потому как никто не хотел брать на работу уголовника. Так и прожил до конца своих дней, тая обиду в глубине души. Был обычным работягой, пристрастился к алкоголю, попадался на мелких кражах, но за него лично вступался Жуков, прося о помиловании. До последних дней переписывался с Кошкарбаевым...
"Совсем невыносимо Рахимжан, когда на День Победы тебя просят выступить перед трудящимися, а тебе из толпы кричат "Какой же ты Герой, если у тебя нет золотой звездочки". Работаю на фанерном комбинате, жилье скудное, 13 квадратных метров, дочке даже кровать некуда поставить. Обиды неисчерпаемые. Жизнь моя не блещет, хвалиться особо нечем. Я прошу насчет меня не хлопотать. Думаю, бесполезно все, да и надоело".
До конца своих дней Булатов оббивал пороги различных инстанций, добиваясь правды. Григория Булатова не стало 19 апреля 1973 года. Лишь спустя годы, его подвиг официально признали, стали ставить памятники, как, например, в городе Киров. Да только поздно уже...
Наш канал в Телеграм, где будем публиковать то, что здесь нельзя.