Найти в Дзене
Русская армия. История.

Как красный командир стал первым в РСФСР маньяком и что о нем написал Михаил Булгаков

Василий Комаров. Он же Петров
Василий Комаров. Он же Петров

Сложная судьба была у простого паренька Васи Петрова из семьи железнодорожного рабочего. Мало того, что он был двенадцатым ребенком в семье, так еще и сама семья была далеко не образцовая. Отец, мать и все братья с сестрами нещадно пили. Да и сам Василий пристрастился к этой пагубной привычке аж с 15 лет.

Василий отправился служить в Русскую армию в 1897 году. После четырех лет службы вернулся домой, женился, ездил на заработки на Дальний Восток, затем устроился работать на военный склад. Правда, за кражу двух ящиков сушеных яблок был отправлен на год в тюрьму. За время отбывания срока его жена скончалась от холеры.

Освободившись, Петров женился второй раз на некой Софье с двумя детьми. Тогда то и проявились первые позывы к жестокости в характере Петрова. Он нещадно лупцевал и жену, и чужих детей. Но грянула Октябрьская революция. Петров записался в Красную армию и здесь нашел выход для своих демонов. Он расстреливал пленных офицеров, ходил в карательные экспедиции на крестьян и даже дослужился до должности взводного командира.

Подозреваемый в отделении советской милиции в 20-е годы
Подозреваемый в отделении советской милиции в 20-е годы

В Белой армии были наслышаны о "подвигах" некого Петрова. И так уж случилось, что Петров угодил в плен к солдатам Добровольческой армии генерала Деникина. Опасаясь справедливой расплаты, Петров назвался Комаровым. Позже ему и вовсе удалось бежать. С новой фамилией он решил поселиться в Москве в доме №26 по улице Шаболовка. Начал работать извозчиком.

И вот в Москве загадочным образом стали пропадать люди. Об этом написал и работавший тогда газетным корреспондентом Михаил Булгаков:

С начала 1922 года в Москве стали пропадать люди. Случалось это почему-то чаще всего с московскими лошадиными барышниками или подмосковными крестьянами, приезжавшими покупать лошадей. Выходило так, что человек и лошади не покупал, и сам исчезал. (Источник: Дьяволиада. Том 3. Дело Комарова. Михаил Булгаков)

Таких вот "пропавших" оказалось без малого тридцать человек. Впрочем, их скоро нашли. Только вот бездыханными и в мешках из-под овса. Эти мешки и натолкнули следователей на мысль, что преступник промышляет извозом. Только вот извозчиков в Москве - пруд пруди. Было бы трудно отыскать нужного, но тут появилась еще одна зацепка - очередной несчастный в мешке был завернут еще и в детскую пеленку. Стало быть, следует искать извозчика, у которого родился ребенок.

Конный переулок, где пропадали люди
Конный переулок, где пропадали люди

Агентурная сеть работала в поте лица. Вскоре стало известно о неком Комарове, который приезжал на Коннный рынок и там ждал заказа. В отличие от других извозчиков Комаров никогда не рвался сам к клиенту, а терпеливо ждал. Часто пил, и при этом деньги у него всегда водились. Милиционеры решили наведаться домой к этому Комарову, обьявив, что ищут самогонный аппарат.

Только они вошли в дом, только полезли в чулан, как Комаров выпрыгнул в окно и был таков. Нашли его немногим позже:

Но ловили слишком серьезно и в ту же ночь поймали в подмосковном Никольском, у знакомой молочницы Комарова. Застали Комарова за делом. Он сидел и писал на обороте удостоверения личности показание... и в этом показании зачем-то путал и оговаривал своих соседей. (Там же)

Выяснилось: Комаров всегда следовал одному и тому же плану: предлагал севшему к нему клиенту купить его лошадь по дешевке. Якобы, деньги очень нужны. Заманивал ничего не подозревающего горемыку к себе домой "обмыть" сделку и расправлялся с ним, забрав деньги. Однажды за сим делом его застала жена. Но не только не сдала его в милицию, но и помогла избавиться от следов.

Комаров с женой Софьей
Комаров с женой Софьей

На суде же оказалось, что хладнокровный и расчетливый Комаров на самом деле недалекий и глупый человек. На вопросы он часто отвечал невпопад, по воспоминаниям Булгакова, часто хихикал, а злодеяния оправдывал нелюбовью к людям и жаждой денег. Да и расправлялся он, дескать, только с жульем и спекулянтами.

...над интервьюерами, следствием и судом полегоньку даже глумился. Иногда чепуху какую-то городил. Но вяло. С усмешечкой. Равнодушен, силен, не труслив и очень глупый в человеческом смысле. Прибаутки его ни к селу ни к городу, мысли скупые, нелепые. И на человеческой глупости блестящая, великолепная амальгама того специфического смрадного хамства (Там же)

Приговор Советского суда был суров, но справедлив. Василия Комарова-Петрова и его жену Софью - к высшей мере. Детей отдать на воспитание в государственные учреждения. 18 июля 1923 года приговор был приведен в исполнение. Так закончил первый в истории российскийи советский маньяк.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.