По названию статьи вы можете подумать, что речь пойдёт про микроавтобусы-маршрутки РАФ-977. Но нет, заглянем в историю ещё глубже.
Может показаться, что автобусный парк страны 1950-х годов был не столь разнообразен. Если взглянуть на фотографии тех лет, на них будут в основном автобусы ЗИС или "носатые" ПАЗики. Но не только этими марками было богато отечественное автобусостроение. Многие авторемонтные заводы выпускали аналоги автобуса ПАЗ-651, ещё сильнее упрощая их. Некоторые имели ресурсы на проектирование своих собственных кузовов на доступных в то время шасси, в основном это шасси ГАЗ-51. Сейчас бы такое предприятие назвали - ателье автобусных кузовов.
Одним из таких немногочисленных, в плане тиража, работавших в Куйбышеве-Самаре был РАФ-251, изготовляемый на Рижской автобусной фабрике.
РАФ-251 - это автобус вагонной компоновки с дерево-металлическим кузовом и вместимостью 28 пассажиров. Собирался с применением агрегатов автомобиля ГАЗ-51. Выпускался с 1955 по 1958 гг.
Для наглядности ниже представлено фото автобуса хорошего качества. Снято на его родине - в Латвии.
В Куйбышевский областной автомобильный трест эти автобусы поступили в 1956 году и были определены в Куйбышевскую автоколонну №41. Всего прибыло 10 машин: 5 шт. в августе и 5 шт. в сентябре.
Газета "Волжская коммуна" в номере от 26 августа 1956 г. по этому поводу опубликовала фотографию нового автобуса. Автобус запечатлён на Хлебной площади и отправится по маршруту Куйбышев-Ставрополь (который на Волге). В те годы, когда ещё не было автовокзала, все пригородные и междугородние автобусы отправлялись от автостанции на Хлебной площади.
Один из автобусов в августе 1958 года был переоборудован в кино-радио лекторий и передан учебному комбинату автотреста. Служил он для демонстрации документальных обучающих фильмов, лекции или просто проигрыванию музыки в автохозяйствах. В 1961 году агитавтобус прошел капитальный ремонт, был оборудован новой аппаратурой и передан в Челно-Вершинское автохозяйство автотреста. А в учебный комбинат на замену РАФику пришел другой не менее экзотичный автобус из Эстонской ССР - ТА-6.
Наличие у автобуса деревянного кузова способствовало тому, что он быстро приходил в негодность. Но так как остальные агрегаты оставались ещё в рабочем состоянии, то автобусы переделывали в грузовые автомобили. Первый пошел под переоборудование уже в январе 1959 года, т.е. не проработав и трёх лет. Остаётся только загадка в их переоборудовании: оставляли родную кабину и делали длинный кузов или же разбирали до голого шасси и оснащали кабиной и кузовом от стандартного ГАЗона?
Кроме тех 10 новых РАФиков, в автоколонну №41 в 1960 году поступил один такой же от Дирекции радиосвязи и радиовещания. Он проработал до 1962 года и был списан. В ту пору шла большая "оптимизация" и было сверху приказано сосредоточить автобусный транспорт в автобусных хозяйствах Министерства автотранспорта и шоссейных дорог, забрав их из различных предприятий и организаций других Министерств. Но это уже совсем другая история.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.
Подготовлено по материалам: ЦГАСО, газет "Волжская коммуна", "Автотранспортник"