Найти тему

Умный ученик глазами детей, их родителей и педагога со стажем

Оглавление

...Как вы считаете, мои мудрые читатели, какой ученик умнее: тот, у которого в дневнике, благодаря упорному труду, сплошные пятёрки, или же тот, который не напрягаясь учится на "4" и "5"? Если вам кажется ответ очевидным, то не спешите выныривать из данной статьи, ведь поверьте, не всё так просто! Если же данный вопрос ввёл вас в когнитивный ступор, то сам Бог велел, пробежаться по данной публикации до финальной предновогодней ленточки.

Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Кого умным считаю сегодняшние дети и подростки?

Кстати, знаете, что на этот счёт думает наша детвора? Те, кто помладше уверены в том, что умные дети - это те, кто преуспевают в учёбе, т.е. получают отличные оценки. А вот те, кто постарше, в частности подростки, полагают, что умные их сверстники - это те, кому учёба даётся в полпинка.

И если их сверстнику приходится много трудиться для того, чтобы наработать на желанную "пятёрку", то они его считают менее умным, чем тот, который практически без подготовки может ответить на "четвёрочку".

А ещё умным они считают тех, кто отлично разбираются в компьютерных играх (причём речь не о "задрoтах", а о продвинутых геймерах-аналитиках), увлекаются электроникой и техникой. Это для ребят. Для девочек - это аниме, фанфики (причём не столько чтение чужих творений, сколько написание собственных, в идеале про героев аниме и создание собственных персонажей).
Ну и вне зависимости от гендера, "умные" - это те, кто любят, но главное умеют общаться (в идеале - "душа компании"), ну и высший пилотаж - это те подростки, что ведут собственные каналы и блоги на YouTube или TikTok, в основном в формате видео, и поднялись до уровня "звёзд", выйдя на многотысячные аудитории и, прицепом, на монетизацию. Как-то так!
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Можно ли ум ребёнка измерять успеваемостью?

И теперь у меня к вам - Взрослым ещё один вопрос: Как вы считаете, можно ли ум ребёнка измерять его успеваемостью? Уверен, что отвечая на этот вопрос, большинство из вас ответят:

- Конечно же нет! Ум, это прежде всего: развитые мыслительные способности и высокая сообразительность...

...Возможно кто-то добавит:

- А ещё начитанность и социальная приспособленность...

На мой взгляд, если соединить обе эти точки зрения, то как раз и получится если и не идеальная, то вполне приличная картина, пусть и написанная вашим покорным слугой.

Но вся беда в том, что это же большинство от своих детей требуют именно высокой успеваемости. Причём, если она на лицо, то ребёнка хвалят, если же нет, то - ругают. Конечно, есть семьи, и среди моих "неваляшек" таковые имеются, где родители, в первую очередь оценивают тот труд, то усердие, которое стоит не важно за какой отметкой.

Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.

Умный ребёнок по мнению автора статьи...

Вы спросите: Что на этот счёт думаю я? Ну так вот, я исхожу из того, что умный ребёнок, кроме всего вышеперечисленного, это тот, который:

  • Во-первых, хочет учиться и понимает, зачем ему это нужно!
  • Во-вторых, умеет мотивировать себя на упорный труд!
  • В-третьих, умеет планировать и свой день, и собственный образовательный процесс.
  • В-четвёртых, способен проявить инициативу, скажем, в том, чтобы самостоятельно "залатать пробоины", "пропаять слабые звенья". Чтобы лишний раз подойти к учителю не с целью вымаливания оценки, а с целью договориться о пересдаче контрольной или сочинения, словом, чтобы разруливать без участия нас, взрослых, собственные проблемы, а иногда и конфликты.
  • В-пятых, готов до бесконечности проявлять свои волевые качества. Я не случайно постоянно долблю мысль о значимости волевых качеств и характере для любого человека, и ребёнка в т.ч. Хотя и хочу напомнить о том, что волевые качества лучше всего прокачиваются в спорте, а самостоятельно их можно и нужно прокачивать только лет с 12. Почему так? Это уже все претензии, а может быть и рукоплескания, к нашему мозгу.
  • Наконец, в-шестых, и это самое главное!!! Умный ребёнок - это САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛЯЩИЙ РЕБЁНОК с высоким не столько психометрическим, сколько с социальным и эмоциональным интеллектом!!! И здесь я имею ввиду разноформатные и разнокалиберные виды мышления, но на первое место выделяю - Философское мышление! Именно данный вид мышления делает ребёнка и Умным, и Мудрым, и Самостоятельным, и Уверенным в себе!
...Не сомневаюсь, что старшее поколение, кто сам учился в 70-90-ые годы, поддержат меня целиком и полностью. А вот за более "молодую поросль бури" поручиться не посмею. Всё-таки для них ум сопряжён с некой лёгкостью, минимальными усилиями и максимальному комфорту в процессе достижения любой поставленной цели, включая и учебный процесс.

Собственно я веду речь о т.н. исполнительных функциях, которые, собственно и выступают гарантами успеха и в учёбе, и в жизни! Но вот беда, слышат ли меня сейчас мамы и папы, в особенности те, которые, искренне желая благо своим дочкам/сыночкам, требуют их прыгать выше головы, ради крутых оценок.

Другая грустная история, когда родители стараются запихнуть, именно запихнуть, своё чадо в какой-нибудь престижный профильный класс, полагая, что это является гарантом успешности их будущего. И у меня есть старшие воспитанники, которые не по собственному выбору обучаются в классах с таким профилем, который, во-первых, изначально не был для них привлекательным, а, во-вторых, никак не пересекался с их природными данными. И знаете что? Они очень сильно переживают на этот счёт, и я их прекрасно понимаю.

Теперь о том, к чему это я? Да к тому, что:

  • во-первых, на бедных детей наваливаются: дополнительная нагрузка, а это время и здоровье; эмоциональный дискомфорт, если не хуже;
  • во-вторых, итоговый балл аттестата, да и результаты ЕГЭ вряд ли будут желанными, причём и для родителей тоже;
  • ну а, в-третьих, резко понижается самооценка таких подростков.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.

✅ Мои скромные, но искренние пожелания родителям...

Отсюда пара небольших пожеланий, естественно для родителей:

1) Берегите здоровье и физическое, и ментальное, и эмоциональное своих детей! Не усложняйте его, и без того непростую, жизнь!

2) Старайтесь, а если что, то и учитесь поддерживать своих детей во всех позитивных начинаниях. А если речь идёт об учебном процессе, то не ругайте его за оценки, несоответствующие вашим ожиданиям, в особенности, если знаете, что ваш ребёнок старался изо всех сил!

3) Непременно хвалите своих чад не столько за отличные/хорошие оценки, сколько за те усилия, что понадобились им для достижения успеха. А ещё подбадривайте их в случае неудач! Причём, делайте это искренне и не бойтесь любящих слов, типа: "ты большой молодчина", "мы очень гордимся тобою", "ты очень постарался", "ты приложил столько стараний и прилежности", "мы знаем, сколько времени ты потратил на то, чтобы получить эту оценку", "ничего страшного, в другой раз у тебя всё получится". И как бы Кстати, сама оценка - вторична. Ведь хвалить можно даже за тройку.

А ещё как можно чаще говорите своему ребёнку/подростку о своих чувствах к нему. И даже если внешне он (как правило, подросток) проявляет недовольство вашими нежностями, то в душе ему приятно, ведь ему очень важно и нужно быть уверенным в том, что он любим и дорог для вас!

4) Но самое главное, ни в коем случае не соотносите умственные способности своих дочек/сыночков с теми оценками, что пестрят в их дневниках и журналах учителей.

Фото из личного архива автора. Моя самая Лёгкая артиллерия юных мыслителей
Фото из личного архива автора. Моя самая Лёгкая артиллерия юных мыслителей

...Кстати, успеваемость моих воспитанников ну очень разная. У меня немало ребят, которых я смело называют умными, в то время, как в их дневниках далеко не всё солнечно и радужно. И я имею на это основание, ведь я точно знаю, кто чего стоит уже сегодня.

А ещё я оцениваю прежде всего искренность их стараний, желание очень хорошо выполнить то или иное упражнение.

И я частенько своим "неваляшкам" цитирую слова моего самого любимого советского актёра Андрея Миронова:

🚀"Старайтесь ВСЁ ДЕЛАТЬ ХОРОШО! Плохо само получится..."

🙏...Вот и всё на сегодня. БЛАГОДАРЮ тех из вас, друзья, кто штурмует эти строки за то, что отнеслись к моей очередной статье как минимум с любопытством. И если я прав, то рассчитываю на ваши ЛАЙКИ💓 и КОММЕНТАРИИ🎤. Ну а гостей моей перо-мелово-колюче-пубертатной обители призываю ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ📝. Ведь впереди много интересных и полезных статей, которые точно будут полезны и родителям, и моим коллегам - педагогам.

Ну и как же без двухзарядной вопросительной сессии:
  • 🔥...А что из себя представляет Умный ребёнок в вашем понимании?
  • 🔥...Оценки или Старание, по вашему мнению, больше говорят в пользу того, что ребёнок Умный?

🙏 С уважением, ваш Рудольф Валяев (он же Неваляшка, он же Нефритовый Фрик)

Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.
Иллюстрация из Яндекс-картинок. Обработка автора.

🔔 P.S. А ещё приглашаю с Удовольствием и Надеждой на свой ВТОРОЙ КАНАЛ, и не пугайтесь его не самого интеллектуального названия:

Нефритовый Фрик