12,4K подписчиков

Как училась Россия

469 прочитали
Источник pinterest
Источник pinterest

Арзамас выпустил очень классный 6-серийный подкаст «Как училась Россия». История образования в России от Петра Первого до Ельцина. Послушала с огромным удовольствием. В каждой серии приглашённый историк, а в последней даже непосредственный участник событий (реформ), Александр Григорьевич Асмолов. Я знаю его лично и очень уважаю, как психолога и гуманиста. Я не застала времён, когда он был заместителем министра образования. Иногда у меня в комментариях звучит мысль о том, что он причастен к тем, кто развалил образование в России. Я до сих пор не понимаю, как именно. Не нашла пока этому подтверждений. А подкаст немного помог понять, что имеется ввиду. Асмолов входил в группу реформаторов, которая на изломе эпох ввела вариативность образования, кроме того, он участвовал в проектировании стратегии образования, частью которой стало введение ЕГЭ. Только вот, как оказалось, то, что задумывали реформаторы, и то, во что ЕГЭ превратили — это, как говорится, две большие разницы.

Подкаст очень рекомендую. Впереди новогодние каникулы, прекрасное время, чтобы погрузиться в историю. Вот, например, что вы узнаете:

Действительно ли до Петра 1 в образовании была полная пустыня?

Кто из правителей создал систему образования в России как систему?

Как повлияли запреты конца 19 века (закон о кухаркиных детях, квота на евреев, запрет на изучение философии) на образование в школах и университетах?

Почему предмет «словесность» / «литература», будучи предметом, польза которого не очень понятна, но этот предмет всегда был полем битвы за головы учеников, всегда представлял риск для власти?

Почему на философских кораблях в первую очередь высылали совсем не философских представителей вузов, а технических?

Как сын Сталина повлиял на запрет педологии (направление в педагогике, нацеленное на разработку методики обучения и воспитания детей на основе научных данных и исследований)?

Как в хрущёвскую эпоху возникло тотальное недоверие к семье?

Действительно ли многие педагоги-новаторы 70-80х вышли из старших пионервожатых?

Как вообще стало возможным, что в 1986 году была манифестирована педагогика сотрудничества (гуманистическая педагогика), не спущенная сверху, а выросшая из низов?

Как в противоречивую ельцинскую эпоху в образовании была разрешена вариативность, вернулась педология, появились программы развития одарённых, авторские школы и многое другое?

Стал ли ЕГЭ тем инструментом, который предполагали реформаторы или его извратили гонкой за баллами?

К сожалению, обзор заканчивается 96-м годом, когда был предложен ЕГЭ. История образования в текущий путинский период в подкаст не вошла. Причины понятны. Будем ждать...

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.