Найти тему
Новгородская Русь

Там, где София, там и Новгород

Софийский собор. 02.2022.
Софийский собор. 02.2022.

В самом сердце Великого Новгорода на берегу реки Волхов, огражденный вековыми стенами Кремля (или, как в старину называли его горожане, Детинца), возвышается величественный собор в честь Софии Премудрости Божией — древнейший сохранившийся древнерусский храм на территории современной России. Согласно летописным источникам, возведен Софийский собор в 1045—1050 годах "повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки" взамен сгоревшего дубового храма 989 года, также посвященного Святой Софии.

Вид на Софийский собор с правого берега реки Волхов. 12.2020.
Вид на Софийский собор с правого берега реки Волхов. 12.2020.
Софийский собор. 12.2020.
Софийский собор. 12.2020.

По предположению исследователей, деревянная София находилась к юго-востоку от нынешней постройки — на месте, где сегодня расположен миниатюрный храм Андрея Стратилата — и имела "13 верхов".

Посвящение храма Святой Софии Премудрости Божией (София — с греч. "мудрость") стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим в Иерусалиме храм в честь Премудрости Всевышнего Творца. Такое посвящение получил и главный храм столицы Восточной Римской империи — Константинополя (Царьграда), превращенный императором Юстинианом в невиданное до той поры по красоте и величию сооружение. Вероятнее всего, именно слава Софии Константинопольской побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037—1043 годах храм в честь Премудрости Божией в столице молодого русского государства — Киеве, а несколькими годами позже и его сына Владимира в Новгороде — втором по значению политическом центре Древней Руси.

Вид на Софийский собор и Грановитую палату из Федоровской башни Кремля. 07.2015.
Вид на Софийский собор и Грановитую палату из Федоровской башни Кремля. 07.2015.

Возле стен святой Софии собиралось городское вече, решавшее основные вопросы республиканского правления; тут избирали нового архиепископа; отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины; здесь же получил благословение на битву с врагами земли русской благоверный князь Александр Невский.

При Софийской кафедре велось летописание, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи, а на хорах собора располагалась богатейшая коллекция книг — одна из первых русских библиотек, основанная еще Ярославом Мудрым.

Напрестольное Евангелие Новгородского собора Святой Софии, известное как Остромирово, является древнейшей из сохранившихся восточнославянских иллюстрированных рукописных книг 11 столетия, написанных на пергаменте (с 1806 года Евангелие передано на хранение в Императорскую Публичную — ныне Российскую национальную — библиотеку). Книга отличается богатым художественным декором с применением золотой краски. Среди иллюстраций сохранились 3 миниатюры, изображающие евангелистов Иоанна, Луку и Марка, около 20 орнаментальных заставок и более 200 крупных, не повторяющихся по рисунку, инициалов.

Софийский собор. 05.2020.
Софийский собор. 05.2020.

Традиционно православные храмы имеют 1, 3, 5, 7, 9 или 13 куполов, что объясняется символикой данных чисел в христианской вере. Однако монолитное пятиглавие Софийского собора, символизирующее Христа и четырех Евангелистов, разбавляет еще одна глава над башней со входом на хоры — что придает торжественной композиции собора живописную асимметрию, подчеркивая особую пластику архитектурных форм.

Восточный фасад Софийского собора. Вид со Звонницы. 08.2018.
Восточный фасад Софийского собора. Вид со Звонницы. 08.2018.
Софийский собор. 10.2022.
Софийский собор. 10.2022.

Доминантой сложно организованного интерьера Софии является центральный пространственный крест с вознесенным над ним на 36,5 метров куполом. Крестчатые столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати (хоры), разделяют внутреннее пространство собора на 5 продольных нефов, к которым с трех сторон примыкают паперти. В них размещены 4 придела: Иоанна Богослова в северо-восточной части, Усекновения главы Иоанна Предтечи с северо-запада, Рождества Богородицы на юго-востоке и, возникший в середине 16—17 веках, придел Иоакима и Анны с восточной стороны.

-11
Реконструкция Софии Новгородской. Вид с юго-востока. Макет Г.М. Штендера. НГОМЗ. 05.2023.
Реконструкция Софии Новгородской. Вид с юго-востока. Макет Г.М. Штендера. НГОМЗ. 05.2023.

Центральный иконостас собора посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Главный престол Софии Новгородской был освящен в 1052 году к празднованию Воздвижения Креста Господня, а, точнее, накануне этого дня — 13/26 сентября — когда вспоминается обновление храма Гроба Господня во Иерусалиме.

Софийский собор. Вид из Пречистенской арки. 03.2023.
Софийский собор. Вид из Пречистенской арки. 03.2023.

Изначально стены собора не были оштукатурены, представляя собой живописное сочетание камней местных известняковых пород с редкими рядами плоского кирпича — плинфы.

Декоративная кладка центральной апсиды. Экспозиционный зондаж. 02.2024.
Декоративная кладка центральной апсиды. Экспозиционный зондаж. 02.2024.

Позолота на центральном куполе также возникла не сразу — лишь в 1408 году шлем центральной главы обрел современный вид.

Южный фасад Софийского собора и памятник Тысячелетия России. 03.2021.
Южный фасад Софийского собора и памятник Тысячелетия России. 03.2021.

В начале 16 века над порталом западного фасада появилась монументальная фресковая роспись с изображением Святой Троицы, Софии Премудрости Божией и Спаса Нерукотворного.

Софийский собор. Фреска на западном фасаде до реставрации. 1948 год ©️ из собрания НГОМЗ.
Софийский собор. Фреска на западном фасаде до реставрации. 1948 год ©️ из собрания НГОМЗ.
Софийский собор. Фреска на западном фасаде после реставрационных работ по расчистке древней живописи от позднейших наслоений. 07.2020.
Софийский собор. Фреска на западном фасаде после реставрационных работ по расчистке древней живописи от позднейших наслоений. 07.2020.

Сам западный портал украшают парадные Магдебургские (также известные как Сигтунские, Полоцкие) врата 12 века, богато декорированные скульптурными композициями в романском стиле — ныне используются исключительно в торжественных случаях — для архиерейского входа или во время Крестных ходов. Композиционно Магдебургские врата состоят из двух деревянных створок, обитых бронзовыми листами с изображениями библейских сюжетов, аллегорическими фигурами, портретами исторических лиц и автопортретами мастеров-изготовителей.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент композиции. 1152–1154 годы. 10.2023.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент композиции. 1152–1154 годы. 10.2023.
Крестный ход во время Пасхального богослужения. 04.2023 © фото из группы ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Крестный ход во время Пасхального богослужения. 04.2023 © фото из группы ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

Древнейшие врата Софийского собора расположены на входе в придел Рождества Богородицы. Изготовленные византийскими мастерами в 11 веке, данные врата вследствие своего происхождения получили наименование Корсунских (Корсунь — Херсон, современный Херсонес — древнерусское название византийского центра в Тавриде, где согласно летописям в 988 году принял православную веру равноапостольный князь Владимир — Креститель Руси). Створки дверей украшают изящные изображения процветшего креста, являющегося в христианском искусстве напоминаем об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирующем искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками врат был нанесен резной растительный орнамент.

Фрагмент Корсунских врат. 11 век. 05.2024.
Фрагмент Корсунских врат. 11 век. 05.2024.

В 17 столетии стены собора с западной, южной и северной сторон украсили перспективные порталы, над каждым из которых было устроено по широкому окну с замысловатыми рельефными наличниками.

Не позже 18 века к южному и северному фасадам было пристроено по 3 контрфорса, сохранявшиеся в южной части до конца 19 века.

Вид на южный фасад Софийского собора, укрепленный тремя контрфорсами; церковь Входа Господня во Иерусалим и Звонницу. 1880-е годы ©️ Госкаталог.
Вид на южный фасад Софийского собора, укрепленный тремя контрфорсами; церковь Входа Господня во Иерусалим и Звонницу. 1880-е годы ©️ Госкаталог.

Самая крупная реставрация храма святой Софии пришлась на 1893—1900 годы под руководством В.В. Суслова.

Софийский собор в процессе реставрации. 1899 год ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Софийский собор в процессе реставрации. 1899 год ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".

Помимо работ по устройству отопления, вентиляции и реставрации интерьера в этот же период было принято решение о восстановлении древнего наружного облика собора: разобраны оставшиеся контрфорсы у южного фасада, вместо четырехскатной кровли с горизонтальным карнизом вокруг основного объема устроено позакомарное покрытие с чередованием полукруглых и треугольных закомар, восстановлены зубчатые карнизы.

Софийский собор после реставрации 1893—1900 годов. Вид с южной стороны. Открытка издания табачного магазина В.С. Коршунова. 1908—1915 годы ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Софийский собор после реставрации 1893—1900 годов. Вид с южной стороны. Открытка издания табачного магазина В.С. Коршунова. 1908—1915 годы ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".

Внутренняя фресковая роспись собора начала формироваться спустя полвека после его постройки и сегодня оказалась практически полностью утрачена. Одна из немногочисленных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства и сохранившаяся до наших дней — это образ равноапостольного римского императора Константина и матери его Елены (середина 11 — начало 12 века), узаконивших христианскую веру в Византийской империи и способствовавших распространению новой религии — расположена фреска на лопатке одного из столбов южной Мартирьевской паперти. Именно с этими святыми в русском сознании связывалась память о Владимире Крестителе ("Втором Константине Великого Рима") и его прародительнице княгине Ольге (в крещении Елене).

Константин и Елена (середина 11 — начало 12 века). 05.2024.
Константин и Елена (середина 11 — начало 12 века). 05.2024.

От росписи собора начала 12 столетия, заказчиком которой выступил епископ Никита, сохранились монументальные образы пророков в барабане главного купола, а также изображения святителей в световых арках, которыми прорезаны верхние части стен между алтарной апсидой и жертвенником/диаконником.

Несколько изображений второй половины 12 века уцелело в Мартирьевской паперти.

Величественный образ Спаса Вседержителя (Пантократора) в главном куполе собора был утерян уже в наши дни во время Великой Отечественной войны.

Из поколения в поколение передавали новгородцы легенду о данном образе: дважды пытались иконописцы написать Спасителя с благословляющей рукой и дважды наутро рука оказывалась сжатой в кулак, пока, наконец, на третий раз не услышали они голос:

"Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатою, потому что в этой руке держу я великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание".
Разрушение купола центральной главы. 1944 год ©️ из книги "Практика реставрационных работ". Выпуск I. М., 1950.
Разрушение купола центральной главы. 1944 год ©️ из книги "Практика реставрационных работ". Выпуск I. М., 1950.
Софийский собор в процессе реставрации после освобождения Новгорода. 1944—1947 годы ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Софийский собор в процессе реставрации после освобождения Новгорода. 1944—1947 годы ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".

Другая городская легенда связывала благополучие Новгорода с голубем, сидящем на золотом кресте купола. Согласно преданию, в 16 веке во время кровавой расправы Ивана Грозного над непокорными горожанами пролетавший голубь в ужасе застыл на кресте центральной главы Святой Софии. Новгородцам же последовало божественное откровение, гласящее, что покуда будет голубь на кресте, Утешитель Дух Святой не оставит своей защитой город, а как слетит голубь — тут и Новгороду конец.

Центральная глава Софийского собора, увенчанная золотым крестом с голубем (в христианском искусстве голубь — символ Святого Духа). 05.2024.
Центральная глава Софийского собора, увенчанная золотым крестом с голубем (в христианском искусстве голубь — символ Святого Духа). 05.2024.

Во время обстрелов 1941—1942 годов центральный купол Святой Софии был разбит одним из снарядов — исчезла древняя фреска Спаса Вседержителя, а сбитый крест с голубем повис на крепежных тросах…

Вместе с разрушением купола практически до основания был разрушен и весь древний город — после освобождения Новгорода 20 января 1944 года из 2,5 тысяч жилых домов сохранилось только 40, и те без крыш.

Немецкая аэрофотосъемка. Февраль 1943 года ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Немецкая аэрофотосъемка. Февраль 1943 года ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Части Волховского фронта вступают в Новгород. 20 января 1944 года. На снимке наши войска движутся вдоль остатков дома купца Землякова, стоявшего на углу улицы Чудинцевой и площади Победы-Софийской. После войны особняк был полностью разобран и в 1960-х на этом месте построен новый жилой дом – в настоящее время на первом этаже здания расположен бар "Чародейка" ©️ из собрания Новгородского Музея-Заповедника.
Части Волховского фронта вступают в Новгород. 20 января 1944 года. На снимке наши войска движутся вдоль остатков дома купца Землякова, стоявшего на углу улицы Чудинцевой и площади Победы-Софийской. После войны особняк был полностью разобран и в 1960-х на этом месте построен новый жилой дом – в настоящее время на первом этаже здания расположен бар "Чародейка" ©️ из собрания Новгородского Музея-Заповедника.

Во время послевоенных восстановительных работ золотой купол Софии был увенчан новым крестом с голубем, воссозданным по фотографиям первой четверти 20 века.

Восстановление покрытия северо-восточной главы. 1947 год ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Восстановление покрытия северо-восточной главы. 1947 год ©️ фото из группы в ВКонтакте "Великий Новгород — прошлое в фотографии".
Реставратор с голубем перед водружением на центральный купол Софийского собора. 1948 год ©️ НГОМЗ.
Реставратор с голубем перед водружением на центральный купол Софийского собора. 1948 год ©️ НГОМЗ.

Сегодня центральный купол Софийского собора увенчан крестом, созданным новгородским кузнецом В.Корниловым в 2006 году. Образцом для голубя послужил один из экспонатов Новгородского Музея-Заповедника, выполненный в 17 веке в древнерусских традициях с применением воска (художник-скульптор С.Гаев).

Освящение креста для купола Святой Софии. 2007 год © samlib.ru.
Освящение креста для купола Святой Софии. 2007 год © samlib.ru.
Отлитый в 2006 году голубь на центральном куполе Софийского собора. 2010 год © samlib.ru.
Отлитый в 2006 году голубь на центральном куполе Софийского собора. 2010 год © samlib.ru.

Оригинальный Софийский крест долгое время находился в часовне музея Военно-инженерной академии под Мадридом, вывезенный солдатами испанцами "Голубой дивизии" в качестве ценного военного трофея. В 2004 году в результате двусторонних дипломатических переговоров реликвия была торжественно возвращена России.

Возвращение вывезенного во время второй Мировой войны испанцами креста в Софийский собор. 10 декабря 2004 года ©️ novgorodinform.ru/
Возвращение вывезенного во время второй Мировой войны испанцами креста в Софийский собор. 10 декабря 2004 года ©️ novgorodinform.ru/

В настоящий момент у всех посетителей Софийского собора есть возможность поклониться святыне — купольный крест конца 19 столетия с венчающим его голубем установлен слева от Царских врат Успенского (Большого) иконостаса. Взамен для испанской стороны тем же новгородским кузнецом В.Корниловым была изготовлена точная копия возвращенного креста, но с добавлением в клюв голубя оливковой ветви как символа мира.

Последний раз Святую Софию расписывали в 1890-е годы Владимирские живописцы — палехская артель Н.М. Софонова. Работы были выполнены в технике немецкого химика Кейма с использованием жидкого стекла, придающего живописи матовый оттенок и сходство с традиционной фреской. Мастера не стремились к повторению древних росписей собора — опираясь на знание иконописных канонов, они создали новую живописную программу, расположив на стенах храма евангельские циклы из земной жизни Спасителя и Божией Матери, прообразовательные ветхозаветные образы и изображения избранных святых угодников Божиих.

На фресках верхней зоны собора, символически передающих образ горнего мира, художники использовали небесно-голубой фон, тогда как фоны расположенных ниже композиций получили охристо-желтые оттенки; уровень земли ("позем") на изображениях условно передан полосами зеленого цвета. Характерной чертой новой росписи стало обилие неповторяющихся орнаментов, покрывающих все столбы и нижнюю часть стен.

Фресковая роспись 1890-х годов в технике Кейма. Придел Рождества Богородицы. 05.2024.
Фресковая роспись 1890-х годов в технике Кейма. Придел Рождества Богородицы. 05.2024.

Главной святыней Софийского собора является чудотворная икона Божией Матери Знамение (1 половина 12—16 века), заступничеством которой Новгород был спасен в 1170 году от нашествия врагов.

Так, в борьбе за политическое господство Владимира Андрей Боголюбский сумел объединить силы 72 русских князей для покорения Новгорода. По словам летописца, "вся земля Русская" пошла против города: на расстоянии трехсот верст неприятели оставляли за собой один пепел и трупы, не щадя "ни пола, ни возраста". При виде грозного врага новгородцы клялись умереть за собор Святой Софии. День и ночь молились они в храмах Детинца о спасении города. Во вторую ночь осады архиепископу Иоанну в сонном видении было открыто, что помочь Новгороду сможет только заступничество Божией Матери, икону которой следует водрузить на городскую стену.

Икона "Битва новгородцев с суздальцами" ("Чудо от иконы Богоматерь Знамение"). 1460-е годы. Новгород. НГОМЗ ©️ фото с сайта "Воображение плюс поиск".
Икона "Битва новгородцев с суздальцами" ("Чудо от иконы Богоматерь Знамение"). 1460-е годы. Новгород. НГОМЗ ©️ фото с сайта "Воображение плюс поиск".

Утром, когда на город вновь стали наступать единоверные и единоплеменные, но в то же время вражеские войска, стрелы, словно дождь проливной, обрушились на новгородцев. Одна из стрел попала в лик Божией Матери. И тогда, по свидетельству летописца, сотворилось чудо и решилась судьба неравного боя. Икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу и из очей ее пролились слезы. Тогда Господь Бог умилостивился над Новгородом по молитвам святой Богородицы, обрушив гнев Свой на все полки русские: тьма покрыла войска неприятелей, напал на них трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться между собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен. Так, по молитвам святителя Иоанна и предстательством Приснодевы Марии Новгород был спасен.

И по сей день лик Богородицы хранит отпечаток суздальской стрелы. Во время исследований, проведенных Институтом реставрации в 1980-х годах, в доске иконы были обнаружены следы от наконечников стрел, а одно из отверстий оказалось прямо над левым глазом Богоматери...

Вид на Софийский собор. 09.2020.
Вид на Софийский собор. 09.2020.

В стенах святой Софии нашли упокоение мощи благоверных князей Владимира, заложившего собор, его матери княгини Анны — жены Ярослава Мудрого, дочери шведского короля Олафа; князей Мстислава и Феодора — брата Александра Невского. Также здесь покоятся мощи новгородских святителей: епископа Никиты, архиепископов Моисея, Иоанна и брата его Григория.

Благоверный князь Владимир, держащий в руках заложенный им собор Святой Софии. Фресковая роспись 1890-х годов в технике Кейма. 05.2023.
Благоверный князь Владимир, держащий в руках заложенный им собор Святой Софии. Фресковая роспись 1890-х годов в технике Кейма. 05.2023.

Закрытый для богослужений с 1929 года, храм долгое время использовался наряду с другими памятниками древнерусской архитектуры как музейный объект. И лишь 15 августа 1991 года по ходатайству новгородского епископа Льва Софийский собор вновь был передан в постоянное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.

Литургия во вновь освященном Софийском соборе. Служит патриарх Алексий II. Август 1991 года. Фотограф А. Кочевник © portal-vn.ru.
Литургия во вновь освященном Софийском соборе. Служит патриарх Алексий II. Август 1991 года. Фотограф А. Кочевник © portal-vn.ru.
Радужный венец над куполом Святой Софии. 17 августа 1991 года. Фотограф А. Кочевник © portal-vn.ru.
Радужный венец над куполом Святой Софии. 17 августа 1991 года. Фотограф А. Кочевник © portal-vn.ru.

В настоящее время Софийский собор открыт с 08:00 до 20:00 (вход через северные двери).

Софийский собор. Вид с северо-востока (на фото северный вход). 04.2024.
Софийский собор. Вид с северо-востока (на фото северный вход). 04.2024.

Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00, вечерние богослужения в 18:00 (кроме понедельника и вторника).

Западный фасад Софийского собора. 02.2024.
Западный фасад Софийского собора. 02.2024.
Южный фасад Софийского собора. 05.2016.
Южный фасад Софийского собора. 05.2016.
Вид на Софийский собор и Кремль. 12.2021.
Вид на Софийский собор и Кремль. 12.2021.

__________

Спасибо за прочтение!

Материалы, посвященные отдельным святыням Софийского собора можно найти в подборке.

Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!

__________

Источники:

  1. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / М.И. Мильчик. 2-е издание. СПб.: Лики Росси, 2009.
  2. Дергачев В.В. Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех. М.: Гласность, 2010.
  3. История русского искусства. В 22 т. Т. 2, ч. 1: Искусство 20-60-х годов XII века. М.: Государственный институт искусствознания, 2012.
  4. Квилвидзе Н.В. Икона Знамение Божией Матери // Где святая София, там и Новгород. СПб: б.и., 1997.
  5. Царевская Т.Ю. Собор Святой Софии в Великом Новгороде. СПб.: НП-Принт, 2019.
  6. Царевская Т.Ю. Крест главного купола Софийского собора // София. 2004. №4.