В самом сердце Великого Новгорода на берегу реки Волхов, огражденный вековыми стенами Кремля (или, как в старину называли его горожане, Детинца), возвышается величественный собор в честь Софии Премудрости Божией — древнейший сохранившийся древнерусский храм на территории современной России. Согласно летописным источникам, возведен Софийский собор в 1045—1050 годах "повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки" взамен сгоревшего дубового храма 989 года, также посвященного Святой Софии.
По предположению исследователей, деревянная София находилась к юго-востоку от нынешней постройки — на месте, где сегодня расположен миниатюрный храм Андрея Стратилата — и имела "13 верхов".
Посвящение храма Святой Софии Премудрости Божией (София — с греч. "мудрость") стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим в Иерусалиме храм в честь Премудрости Всевышнего Творца. Такое посвящение получил и главный храм столицы Восточной Римской империи — Константинополя (Царьграда), превращенный императором Юстинианом в невиданное до той поры по красоте и величию сооружение. Вероятнее всего, именно слава Софии Константинопольской побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037—1043 годах храм в честь Премудрости Божией в столице молодого русского государства — Киеве, а несколькими годами позже и его сына Владимира в Новгороде — втором по значению политическом центре Древней Руси.
Возле стен святой Софии собиралось городское вече, решавшее основные вопросы республиканского правления; тут избирали нового архиепископа; отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины; здесь же получил благословение на битву с врагами земли русской благоверный князь Александр Невский.
При Софийской кафедре велось летописание, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи, а на хорах собора располагалась богатейшая коллекция книг — одна из первых русских библиотек, основанная еще Ярославом Мудрым.
Напрестольное Евангелие Новгородского собора Святой Софии, известное как Остромирово, является древнейшей из сохранившихся восточнославянских иллюстрированных рукописных книг 11 столетия, написанных на пергаменте (с 1806 года Евангелие передано на хранение в Императорскую Публичную — ныне Российскую национальную — библиотеку). Книга отличается богатым художественным декором с применением золотой краски. Среди иллюстраций сохранились 3 миниатюры, изображающие евангелистов Иоанна, Луку и Марка, около 20 орнаментальных заставок и более 200 крупных, не повторяющихся по рисунку, инициалов.
Традиционно православные храмы имеют 1, 3, 5, 7, 9 или 13 куполов, что объясняется символикой данных чисел в христианской вере. Однако монолитное пятиглавие Софийского собора, символизирующее Христа и четырех Евангелистов, разбавляет еще одна глава над башней со входом на хоры — что придает торжественной композиции собора живописную асимметрию, подчеркивая особую пластику архитектурных форм.
Доминантой сложно организованного интерьера Софии является центральный пространственный крест с вознесенным над ним на 36,5 метров куполом. Крестчатые столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати (хоры), разделяют внутреннее пространство собора на 5 продольных нефов, к которым с трех сторон примыкают паперти. В них размещены 4 придела: Иоанна Богослова в северо-восточной части, Усекновения главы Иоанна Предтечи с северо-запада, Рождества Богородицы на юго-востоке и, возникший в середине 16—17 веках, придел Иоакима и Анны с восточной стороны.
Центральный иконостас собора посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Главный престол Софии Новгородской был освящен в 1052 году к празднованию Воздвижения Креста Господня, а, точнее, накануне этого дня — 13/26 сентября — когда вспоминается обновление храма Гроба Господня во Иерусалиме.
Изначально стены собора не были оштукатурены, представляя собой живописное сочетание камней местных известняковых пород с редкими рядами плоского кирпича — плинфы.
Позолота на центральном куполе также возникла не сразу — лишь в 1408 году шлем центральной главы обрел современный вид.
В начале 16 века над порталом западного фасада появилась монументальная фресковая роспись с изображением Святой Троицы, Софии Премудрости Божией и Спаса Нерукотворного.
Сам западный портал украшают парадные Магдебургские (также известные как Сигтунские, Полоцкие) врата 12 века, богато декорированные скульптурными композициями в романском стиле — ныне используются исключительно в торжественных случаях — для архиерейского входа или во время Крестных ходов. Композиционно Магдебургские врата состоят из двух деревянных створок, обитых бронзовыми листами с изображениями библейских сюжетов, аллегорическими фигурами, портретами исторических лиц и автопортретами мастеров-изготовителей.
Древнейшие врата Софийского собора расположены на входе в придел Рождества Богородицы. Изготовленные византийскими мастерами в 11 веке, данные врата вследствие своего происхождения получили наименование Корсунских (Корсунь — Херсон, современный Херсонес — древнерусское название византийского центра в Тавриде, где согласно летописям в 988 году принял православную веру равноапостольный князь Владимир — Креститель Руси). Створки дверей украшают изящные изображения процветшего креста, являющегося в христианском искусстве напоминаем об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирующем искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками врат был нанесен резной растительный орнамент.
В 17 столетии стены собора с западной, южной и северной сторон украсили перспективные порталы, над каждым из которых было устроено по широкому окну с замысловатыми рельефными наличниками.
Не позже 18 века к южному и северному фасадам было пристроено по 3 контрфорса, сохранявшиеся в южной части до конца 19 века.
Самая крупная реставрация храма святой Софии пришлась на 1893—1900 годы под руководством В.В. Суслова.
Помимо работ по устройству отопления, вентиляции и реставрации интерьера в этот же период было принято решение о восстановлении древнего наружного облика собора: разобраны оставшиеся контрфорсы у южного фасада, вместо четырехскатной кровли с горизонтальным карнизом вокруг основного объема устроено позакомарное покрытие с чередованием полукруглых и треугольных закомар, восстановлены зубчатые карнизы.
Внутренняя фресковая роспись собора начала формироваться спустя полвека после его постройки и сегодня оказалась практически полностью утрачена. Одна из немногочисленных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства и сохранившаяся до наших дней — это образ равноапостольного римского императора Константина и матери его Елены (середина 11 — начало 12 века), узаконивших христианскую веру в Византийской империи и способствовавших распространению новой религии — расположена фреска на лопатке одного из столбов южной Мартирьевской паперти. Именно с этими святыми в русском сознании связывалась память о Владимире Крестителе ("Втором Константине Великого Рима") и его прародительнице княгине Ольге (в крещении Елене).
От росписи собора начала 12 столетия, заказчиком которой выступил епископ Никита, сохранились монументальные образы пророков в барабане главного купола, а также изображения святителей в световых арках, которыми прорезаны верхние части стен между алтарной апсидой и жертвенником/диаконником.
Несколько изображений второй половины 12 века уцелело в Мартирьевской паперти.
Величественный образ Спаса Вседержителя (Пантократора) в главном куполе собора был утерян уже в наши дни во время Великой Отечественной войны.
Из поколения в поколение передавали новгородцы легенду о данном образе: дважды пытались иконописцы написать Спасителя с благословляющей рукой и дважды наутро рука оказывалась сжатой в кулак, пока, наконец, на третий раз не услышали они голос:
"Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукою сжатою, потому что в этой руке держу я великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание".
Другая городская легенда связывала благополучие Новгорода с голубем, сидящем на золотом кресте купола. Согласно преданию, в 16 веке во время кровавой расправы Ивана Грозного над непокорными горожанами пролетавший голубь в ужасе застыл на кресте центральной главы Святой Софии. Новгородцам же последовало божественное откровение, гласящее, что покуда будет голубь на кресте, Утешитель Дух Святой не оставит своей защитой город, а как слетит голубь — тут и Новгороду конец.
Во время обстрелов 1941—1942 годов центральный купол Святой Софии был разбит одним из снарядов — исчезла древняя фреска Спаса Вседержителя, а сбитый крест с голубем повис на крепежных тросах…
Вместе с разрушением купола практически до основания был разрушен и весь древний город — после освобождения Новгорода 20 января 1944 года из 2,5 тысяч жилых домов сохранилось только 40, и те без крыш.
Во время послевоенных восстановительных работ золотой купол Софии был увенчан новым крестом с голубем, воссозданным по фотографиям первой четверти 20 века.
Сегодня центральный купол Софийского собора увенчан крестом, созданным новгородским кузнецом В.Корниловым в 2006 году. Образцом для голубя послужил один из экспонатов Новгородского Музея-Заповедника, выполненный в 17 веке в древнерусских традициях с применением воска (художник-скульптор С.Гаев).
Оригинальный Софийский крест долгое время находился в часовне музея Военно-инженерной академии под Мадридом, вывезенный солдатами испанцами "Голубой дивизии" в качестве ценного военного трофея. В 2004 году в результате двусторонних дипломатических переговоров реликвия была торжественно возвращена России.
В настоящий момент у всех посетителей Софийского собора есть возможность поклониться святыне — купольный крест конца 19 столетия с венчающим его голубем установлен слева от Царских врат Успенского (Большого) иконостаса. Взамен для испанской стороны тем же новгородским кузнецом В.Корниловым была изготовлена точная копия возвращенного креста, но с добавлением в клюв голубя оливковой ветви как символа мира.
Последний раз Святую Софию расписывали в 1890-е годы Владимирские живописцы — палехская артель Н.М. Софонова. Работы были выполнены в технике немецкого химика Кейма с использованием жидкого стекла, придающего живописи матовый оттенок и сходство с традиционной фреской. Мастера не стремились к повторению древних росписей собора — опираясь на знание иконописных канонов, они создали новую живописную программу, расположив на стенах храма евангельские циклы из земной жизни Спасителя и Божией Матери, прообразовательные ветхозаветные образы и изображения избранных святых угодников Божиих.
На фресках верхней зоны собора, символически передающих образ горнего мира, художники использовали небесно-голубой фон, тогда как фоны расположенных ниже композиций получили охристо-желтые оттенки; уровень земли ("позем") на изображениях условно передан полосами зеленого цвета. Характерной чертой новой росписи стало обилие неповторяющихся орнаментов, покрывающих все столбы и нижнюю часть стен.
Главной святыней Софийского собора является чудотворная икона Божией Матери Знамение (1 половина 12—16 века), заступничеством которой Новгород был спасен в 1170 году от нашествия врагов.
Так, в борьбе за политическое господство Владимира Андрей Боголюбский сумел объединить силы 72 русских князей для покорения Новгорода. По словам летописца, "вся земля Русская" пошла против города: на расстоянии трехсот верст неприятели оставляли за собой один пепел и трупы, не щадя "ни пола, ни возраста". При виде грозного врага новгородцы клялись умереть за собор Святой Софии. День и ночь молились они в храмах Детинца о спасении города. Во вторую ночь осады архиепископу Иоанну в сонном видении было открыто, что помочь Новгороду сможет только заступничество Божией Матери, икону которой следует водрузить на городскую стену.
Утром, когда на город вновь стали наступать единоверные и единоплеменные, но в то же время вражеские войска, стрелы, словно дождь проливной, обрушились на новгородцев. Одна из стрел попала в лик Божией Матери. И тогда, по свидетельству летописца, сотворилось чудо и решилась судьба неравного боя. Икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу и из очей ее пролились слезы. Тогда Господь Бог умилостивился над Новгородом по молитвам святой Богородицы, обрушив гнев Свой на все полки русские: тьма покрыла войска неприятелей, напал на них трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться между собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен. Так, по молитвам святителя Иоанна и предстательством Приснодевы Марии Новгород был спасен.
И по сей день лик Богородицы хранит отпечаток суздальской стрелы. Во время исследований, проведенных Институтом реставрации в 1980-х годах, в доске иконы были обнаружены следы от наконечников стрел, а одно из отверстий оказалось прямо над левым глазом Богоматери...
В стенах святой Софии нашли упокоение мощи благоверных князей Владимира, заложившего собор, его матери княгини Анны — жены Ярослава Мудрого, дочери шведского короля Олафа; князей Мстислава и Феодора — брата Александра Невского. Также здесь покоятся мощи новгородских святителей: епископа Никиты, архиепископов Моисея, Иоанна и брата его Григория.
Закрытый для богослужений с 1929 года, храм долгое время использовался наряду с другими памятниками древнерусской архитектуры как музейный объект. И лишь 15 августа 1991 года по ходатайству новгородского епископа Льва Софийский собор вновь был передан в постоянное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.
В настоящее время Софийский собор открыт с 08:00 до 20:00 (вход через северные двери).
Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00, вечерние богослужения в 18:00 (кроме понедельника и вторника).
__________
Спасибо за прочтение!
Материалы, посвященные отдельным святыням Софийского собора можно найти в подборке.
Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!
__________
Источники:
- Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области / М.И. Мильчик. 2-е издание. СПб.: Лики Росси, 2009.
- Дергачев В.В. Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех. М.: Гласность, 2010.
- История русского искусства. В 22 т. Т. 2, ч. 1: Искусство 20-60-х годов XII века. М.: Государственный институт искусствознания, 2012.
- Квилвидзе Н.В. Икона Знамение Божией Матери // Где святая София, там и Новгород. СПб: б.и., 1997.
- Царевская Т.Ю. Собор Святой Софии в Великом Новгороде. СПб.: НП-Принт, 2019.
- Царевская Т.Ю. Крест главного купола Софийского собора // София. 2004. №4.