Парадокс заключается в том, что начинающие фрилансеры, с одной стороны, хотят иметь много клиентов, а с другой — их начинают преследовать многочисленные страхи, которые мешают двигаться вперед.
#фриланс
Страх — защитная реакция организма на неизвестность.
Именно неопределенность пугает. Я сама проходила через это, поэтому сейчас расскажу, какие есть страхи у начинающих фрилансеров и как с ними справиться.
Страх первого клиента
Через этот страх проходят все новички. Вы прошли обучение, получили сертификаты, выложили у себя на стене. Вы надеетесь, что к вам пойдут заказы. И к вам, действительно, постучался первый заказчик. Он начинает рассказывать, что ему нужно. В этот момент и зарождается страх «а смогу ли я, а вдруг не справлюсь, возьму деньги и не дам результат».
Что получается? Вы и надеетесь, что заказчик придет, и одновременно боитесь его.
Тут возникает 2 сценария:
— либо фрилансер откладывает принятие решения и ответственности и сливает клиента,
— либо, взяв заказ, продолжает бояться всякий раз, пока с этим страхом не научится справляться.
Слив потенциального клиента, новичок идет учиться дальше, т.к. ему кажется, что еще один курс точно поможет ему начать брать заказы. Это процесс может затянуться до бесконечности.
К этому страху близок еще один — «страх не дать нужного результата» или «комплекс самозванца».
Особенно он распространен в среде рекламщиков, маркетологов, сайтостроителей и присущ перфекционистам. Появляется не на пустом месте, а тогда, когда от заказчика приходит обвинение в не получении нужного, ожидаемого клиентом результата.
Как справиться с такими страхами?
Ну, во-первых, действовать. Не откладывать переговоры и переписку с клиентом, а брать и делать.
Во-вторых, нужно разговаривать с заказчиком и объяснять ему, какую часть работы вы выполняете и что может пойти не так с вашей точки зрения. Особенно если вы работаете в команде и отвечаете за результат на своем участке. Пирог не печется по частям.
Например, вебмастер сайта отвечает за оформление сайта,но никак не может гарантировать продажи. Для того чтобы сайт продавал, нужно выстроить целую цепочку действий и привлечь несколько специалистов (seo-специалистов, директологов, менеджеров по продажам и проч.), которые будут давать нужный результат.
У заказчиков, в свою очередь, тоже есть страх потерять деньги, если вы не выполните работу. Поэтому он будет искать гарантии и интересоваться: «А вы точно сделаете мне то-то и то-то».
Отвечая на этот вопрос, вам нужно проговорить, что вы можете гарантировать выполнение своей части работы качественно, но никак не готовый результат в виде продаж и клиентов.
Еще можно добавить, что вы не оставите заказчика одного и будете его поддерживать. Например, запишите ему видео, в котором расскажете, как работать в личном кабинете. Или вернете деньги, если его результат не устроит.
И, в-третьих, важно, приняв аванс за работу от клиента, заморозить его. И потратить только тогда, когда заказчик примет вашу работу. Ваша репутация не пострадает, даже если вы не дадите должного результата. А вам морально будет легче.
Страх обмана
«Меня кинут на деньги, мне не заплатят» — кошмар начинающего фрилансера, который отбивает охоту вообще браться за дело.
Как обезопасить себя?
Ответ достаточно прост. Нужно подстраховывать себя и составлять с клиентом договор. Нечистый на руку заказчик просто откажется работать с вами по договору. Поэтому договор — автоматически отфильтрует недобросовестных заказчиков.
Еще один важный момент, который защитит Вас от таких горе-заказчиков — это предоплата или аванс. Обязательно работайте по предоплате.
Например, я и моя команда работаем по 100% предоплате. Причем в договоре указываем, что предоплата возвращается, если работа не будет выполнена.
У нас не было клиентов, которые отказывались бы внести 100% предоплату.
Если вы не можете взять 100% предоплату, берите 50%.
Но не работайте бесплатно
Страх назвать цену
Начинающим, да и не только фрилансерам кажется, что есть те, кто сделают такую же работу дешевле. Поэтому появляется страх потерять клиента из-за высокой цены.
Как поступить в такой ситуации?
Вы должны знать среднюю цену на рынке. Не предлагайте стоимость ниже средней стоимости на рынке, потому что вы убьете рынок. Не работайте за тарелку супа. Если работа на рынке стоит от 5000 до 25 000 рублей, возьмите с клиента 5000 рублей на начальном этапе.
Когда у вас появится опыт, вы сможете повышать стоимость своих услуг.
Ну, и еще один способ повысить самооценку, а заодно и стоимость услуг — прописать
все то, что вы умеете на данный момент времени.
Помните, мы говорили в одной из статей о продуктовой линейке и перечне работ, которые вы оказываете клиенту?
Если вы еще не составили свою линейку продуктов, то сейчас самое время это сделать. Вы прокачаете свою самооценку, и заказчику станет понятно, за что он платит.
Читайте статью о создании линейки продуктов и определению стоимости своих услуг
Спасибо, что читаете мой канал и отдельное спасибо за ваши лайки и комментарии, которые помогают развитию канала!