Найти в Дзене
Дневник Кинозрителя

Как случай помог Данелия стать режиссёром

Нередко бывает так, что человек страстно желает стать артистом, но либо проваливается на экзаменах, либо поступает в вуз, заканчивает его, но ничего не добивается. А бывает и так, что человек никогда не мечтал стать, например, режиссёром, но вмешалась судьба и он им становится, причём гениальным. И примеров таких много. Так случилось, например, с режиссёром Георгием Данелия. Он никогда не помышлял о кино, хотя семья его имела прямое отношение к этой сфере: мать Данелии работала вторым режиссёром на Мосфильме, а мужем его тёти был знаменитый режиссёр Михаил Чиаурели, снявший, на секундочку, эпопею «Падение Берлина». Но молодой Данелия выбрал другой путь и поступил в архитектурный институт, в который он, кстати, тоже не мечтал попасть — пошёл туда за компанию со своим другом. Окончив его, Данелия стал работать по профессии в Институте проектирования городов (ГИПРОГОР). Но там ему не понравилось. Главным образом потому, что в ГИПРОГОРе, как и во многих советских учреждениях, можно было сп

Нередко бывает так, что человек страстно желает стать артистом, но либо проваливается на экзаменах, либо поступает в вуз, заканчивает его, но ничего не добивается.

А бывает и так, что человек никогда не мечтал стать, например, режиссёром, но вмешалась судьба и он им становится, причём гениальным. И примеров таких много.

Так случилось, например, с режиссёром Георгием Данелия. Он никогда не помышлял о кино, хотя семья его имела прямое отношение к этой сфере: мать Данелии работала вторым режиссёром на Мосфильме, а мужем его тёти был знаменитый режиссёр Михаил Чиаурели, снявший, на секундочку, эпопею «Падение Берлина».

Но молодой Данелия выбрал другой путь и поступил в архитектурный институт, в который он, кстати, тоже не мечтал попасть — пошёл туда за компанию со своим другом.

Окончив его, Данелия стал работать по профессии в Институте проектирования городов (ГИПРОГОР). Но там ему не понравилось. Главным образом потому, что в ГИПРОГОРе, как и во многих советских учреждениях, можно было спокойно работать, ничего особенно не делая. Когда к Данелии пришло осознание, что работа в институте — это тоска зелёная, в его жизнь вмешался случай. Вот как он это описывает в своей книге «Безбилетный пассажир»:

«В тот судьбоносный день идем, гуляем — видим: под забором лежит пьяный. Нестандартный: в макинтоше, берете, очках и галстуке. И при часах. Могли бы и мимо пройти, но — не прошли.

— Надо разбудить, — сказал Олег, — разденут этого интеллигента. Эй, коллега!

Интеллигент открыл глаза, сел, огляделся, соображая, где он, и тупо уставился на нас.

— Домой иди, пока в вытрезвитель не забрали, — сказал Олег.

— Я не пьян, — прохрипел интеллигент, — я отдыхаю...

Он вытащил из кармана скомканную газету, расправил ее, снова лег и сделал вид, что читает.

-2

Если бы тогда этот тип не попался нам на глаза, может быть, моя жизнь на следующие полвека сложилась бы иначе. Не было бы бесконечных бессонных ночей и сердечных приступов, не выкуривал бы три пачки сигарет в день, не увидел бы полярное сияние в Арктике и миражи в Каракумах, внучки не хвастались бы тем, что они — мои внучки, композитор Гия Канчели не подарил бы мне заграничную курточку из чистого хлопка, и не писал бы я сейчас эту дурацкую книжку.

Пьяный читал «Советскую культуру», а там был заголовок: «Мосфильм объявляет набор на режиссерские курсы».

Я купил газету и узнал, что при «Мосфильме» решили организовать высшие режиссерские курсы. На эти курсы будут принимать людей смежных профессий — художников, писателей, театралов, музыкантов... и архитекторов. Стипендия — сто тридцать рублей! А у меня в ГИПРОГОРе зарплата — девяносто».

После консультаций с мамой и её знакомым Михаилом Калатозовым (тут-то и пригодились связи!) Данелия всё-таки решает поступить на Высшие режиссёрские курсы Мосфильма. Ну а дальше — история известная.

Так страна получила одного из лучших своих режиссёров — Георгия Данелия.