Продолжу размышления начатые в статье «Почему Христианский Бог Троица, а не Единица? Как понять троичность единого?...»
Пытаюсь разобраться в этом сложнейшем богословском догмате. И должен признаться, что в мое сознание не вмещается эта таинственная истина. Единый по существу Бог и три ипостаси.
Впрочем, для спасения достаточно знать, что Христос – истинный Бог и истинный человек, распявшийся за нас. Достаточно жить по Его учению, в единении с Ним, совершающимся в Церкви, названной телом Христовым.
Однако, тайна Троицы манит. Сколько раз уже подходил к ней, начинал изучать и откладывал.
Не претендуя ни на что, попробую порассуждать о тайне снова, обратившись к учению святых отцов, которым пришлось даже ввести в богословие термин – ипостась.
Визуальная ошибка
Мы верим в единого Бога. Отрицаем многобожие. И это нужно понимать четко и ясно. Хотя именно во многобожии обвиняют христиан некоторые мусульмане (не Коран, различающий людей книги от многобожников), иудеи (опять же некоторые) и различные группировки, трактующие Книгу Церкви по-своему.
В простоте своей верующие иногда пытались изображать Троицу. Но троичность Бога возможно изобразить лишь метафорично, как это сделал Андрей Рублев, изобразивший трех ангелов, явившихся Аврааму (на что указывают крылья за спиной).
Бог един. И богословам, чтобы объяснить божественность Отца, Сына, и Духа, пришлось ввести новый термин – «ипостась» - одно из значений которого «личность». И вот это понимание ипостаси как личности, как мне кажется, вводит многих в заблуждение, заставляя представлять Бога тремя таинственными существами. Но это не так.
Личность это, по сути, набор отличительных характеристик, отличающих условного Петра, от условного Ивана, при сохранении общего (человечества Петра и Ивана). Правда сегодня термином личность определяют не только набор отличительных черт, но и субъект - или проще говоря человека. Поэтому понятие личность пока оставим. Будем пользоваться термином "ипостась" и попробуем понять, что имели в виду учителя Церкви, использовавшие его.
Понятие «личность» не было известно античной философии. Оно возникло из учения великих каппадокийцев, пытавшихся объяснить различие и единство Отца, Сына, Духа. Попытаемся понять термин «ипостась», держа в уме, что Бог един, как учит Церковь.
Бог един, ипостаси различаются!
В точном изложении православной веры Иоанна Дамаскина читаем: Итак, веруем в единого Бога, единое начало… в единую сущность, единое Божество, единую силу, единую волю, единую деятельность, единое начало, единую власть, единое господство, единое Царство, в трех совершенных Ипостасях и познаваемое, и приветствуемое единым поклонением, и представляющее Собою предмет как веры, так и служения со стороны всякой разумной твари; в Ипостасях, неслитно соединенных и нераздельно различаемых, что даже превосходит [всякое] представление. В Отца и Сына и Святого Духа, во [имя] Которых мы и крещены.
Бог един, но имеет некие таинственные три ипостаси (Отец, Сын, Дух) Выше разумения "неслитно соединенные" и "нераздельно различаемые" Что это может значить?
Василий Великий термином «ипостась» объясняет особенность частного или частности по отношению к целому.
«Сущность к ипостаси имеет такое же отношение, как общее к частному» [1]
И еще: "Итак, мы утверждаем следующее: то, что говорится об особенном, называется ипостасью…. ипостась — … понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства .
Итак, когда рассматривался вопрос о том, что, с одной стороны, есть нечто общее во Святой Троице, а с другой — особенное, то оказалось, что смысл общности подводит нас к сущности, а ипостась есть особый признак каждого Лица".
[Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси]
Василий Великий: "Сущность и ипостась, имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и некоторым человеком" [1]
Объясняя различие между общим и частным, Василий сравнивает общее с человеком вообще, а ипостась – с конкретным Петром, Андреем, Тимофеем и т.п. Но так же можно сказать, что общее это, например, спорт, а ипостась (частное) – спринтерский бег, или академическая гребля, или шахматы, к примеру.
Или можно сказать об одном конкретном человеке (условном Петре Иванове), который, является чьим-то братом, работает на стройке, а в свободное время сочиняет стихи. И применительно к нему сущность – это сам Петр Иванов, а его ипостаси – брат, строитель, поэт.
Ипостаси, согласно объяснения Василия Великого, есть частности или отличительные особенности единой сущности.
Похожее понимание мы находим у Григория Богослова, называвшего ипостаси свойствами Бога.
«Так уверен в этом сам я, и желал бы, чтоб со мной всякий, кто мне друг, чтил Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, три свойства, единое Божество» [2]
«Мы поклоняемся Отцу, Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество (τὰς μὲν ἰδιότητας χωρίζοντες ἑνοῦντες δὲ τὴν θεότητα) [2]
Об учении святителя Афанасия Александрийского: «[В его понимании Троицы] Он сохранил единство, ибо речь шла о Божестве, и благочестно преподал учение о Трех, ибо речь шла об отдельных свойствах» [2]
Григория Богослова никто не обвиняет в ереси. Наоборот, он назван одним из учителей Церкви! А для него свойства, ипостась и лица – это синонимы.
Григорий Богослов: «Когда же произношу слово Бог, вы озаряйтесь единым и тройственным светом – тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать их так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли)»[2]
Точное изложение православной веры
Иоанн Дамаскин в точном изложении Православной веры пишет:
"Лица и не различаются друг от друга по сущности, но по случайностям, которые являются характеристическими их свойствами; но характеристическими свойствами лица, а не естества. Ибо лицо определяют как сущность вместе со случайными особенностями; так что лицо имеет то, что есть обще, вместе с тем, что есть особенно, также и самостоятельное бытие"[3]
Ипостась (Иоанн говорит здесь Лицо) – это сущность (Божество) + случайные особенности или характеристические свойства.
И ещё: ипостась Слова никогда не отделялась от ипостаси Отца!
Иоанн Дамаскин: "Божественная Ипостась Бога Слова… никогда не удаляющаяся из Отеческой Ипостаси; утверждаем же и то, что Слово, не отделившись от Отеческих недр, в последок дний неописуемо вселилось в утробе Святой Девы, бессеменно и непостижимым образом, как знает Оно Само, и в самой предвечной Ипостаси восприяло Себе от Святой Девы плоть".[3]
Понимаете? Если подразумевать под термином трех личностей / ипостасей как бы некие три таинственных существа, то невозможно понять Иоанна Дамаскина, и его точное исповедание православной веры! Ипостась Слова никогда не удаляется и не отделяется от ипостаси Отца! Это объясняется тем, что личность/ипостась есть иное свойство, характеристика Божества, отличительный характер целого, отличительное свойство, особенность единой сущности - как о том говорят Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.
Опять же, попробуем прибегнуть к аналогии: Иван Петров является чьим-то братом, так же строителем, и еще поэтом. Иван Петров представлен в нескольких ипостасях (как брат, строитель, поэт). Здесь Иван Петров – это сущность. Брат, строитель, поэт – характеристические свойства (особенности) сущности.
Взглянем на эту аналогию через формулу Василия Великого. Действительно ипостаси (брат, строитель, поэт) можно назвать особенностями или частностями целого (Ивана Петрова). И согласно Григория Богослова здесь мы видим одно естество, имеющее различные свойства. Вроде все сходится.
Неувязка, разрешаемая аналогией: Программист-программа.
Однако эта схема с братом, строителем поэтом все равно не может объяснить следующее: Сын не отделяясь от Отца не покидая недр Отца вселяется в утробу Девы и вочеловечивается. Входит в мир и действует в человеческом теле.
И здесь, как мне кажется, аналогия с программистом, рассмотренная в ранее публиковавшейся статье, подходит как нельзя лучше.
Напомню ее суть вкратце. Программист создал виртуальный мир, населил его цифровыми существами. Творец находится вне программы, но все видит и все может контролировать, находясь вне цифрового мира. Он решает войти в него. Он не может перестать быть существом из плоти и крови, оцифроваться физически. Ему физически нельзя войти в тварный цифровой мир. Для этого он создает свой цифровой образ. И входит в мир, оставаясь телом вне программы. Его дух, ум, воля, как бы соединяется с цифровой формой (виртуальным персонажем, каким же являются все жители его виртуального мира). Итак мы имеем программиста из крови и плоти находящегося вне программы, и его цифровой образ, который может сказать: я и программист – это одно. Потому что у них одна сущность, но две ипостаси. Но существует еще и как бы дух программиста – контролирующий всю работу программы – вернее это тот же самый программист, находящийся вне программы, и воздействующий на виртуальный мир через некие аппаратные и программные коды.
И тогда получается следующее: суть одна – программист, но у него три ипостаси (человек, его виртуальный образ, и действующая сила контролирующая всё).
Три ипостаси / личности – это не три сущности. Ибо тогда было бы многобожие.
У тебя получилась унитарная ересь!
Мне говорят, что это подобно рассуждениям "единственников" или "унитариев". Давайте разберемся. О чем говорят унитарии? Унитарии отвергают догмат Троицы (три ипостаси в одном Божестве). Я же говорю о трех ипостасях при одной сущности! Но не считаю три лица / ипостаси, тремя отдельными существами!
Как мы видели, не считали их таковыми и учителя Церкви, называвшие ипостаси/лица/личности свойствами, отличительными чертами общего. Выше я уже упомянул, что личность – это набор отличительных особенностей, присущих чему-то общему
(условный Петр является личностью потому, что обладает набором индивидуальных характеристик или особенностей, отличающих его от условного Николая)
И в богословском смысле три личности, как и три ипостаси, или три лица Божества - это три свойства, три отличительных особенности, три характеристики, одного единого общего, а не три разные общности с набором трех разных отличительных способностей, поскольку это было бы уже многобожие.
Р.S.
Поклонение Христу тождественно поклонению всей Троице.
Василий Великий: Поклоняясь Богу от Бога (Христу Ин 1:1), и различение Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии, не рассекая богословия на раздробленное множество, потому что в Боге Отце и в Боге Единородном (Христе- см статью) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын, и в этом Они едино. .. Но един и Святой Дух, и о Нем возвещается отдельно; через единого Сына сочетается Он с единым Отцом и Собой восполняет … Троицу ".[5]
Ваш Александр Смирнов
Благодарю за финансовую поддержку всех, оказавших посильную помощь автору. Обратная связь очень важна для меня Сбер-карта автора: 4817 7602 9943 3015 (ВТБ, Тиньков)