Найти в Дзене
Подвал Истории

LXXI. Смерть Дофины и Великой Мадемуазель: «Ты видишь, что становится с величием мира...»

Вторая смерть вызвала более кратковременный эффект при дворе: смерть дофины Марианны-Виктуар весной 1690 года. Ей было почти тридцать. Ее здоровье никогда не было хорошим, особенно после рождения ее последнего ребенка, хотя позже вскрытие показало, что она на самом деле умерла от болезни легких. Постепенно она стала проводить больше времени, лежа в постели, чем занимаясь общественной деятельностью, которую король считал уместной.

Тем не менее, в отличие от Марии-Луизы, Марианна-Виктуар произвела на свет трех здоровых мальчиков, трех герцогов с титулами Бургундский, Анжуйский и Берри, которым на момент ее смерти 20 апреля было, соответственно, семь, шесть и три года.

Семья Великого дофина Людовика и Марианны-Виктуар. Дети: слева с черным щенком – Филипп, герцог Анжуйский (1683–1746), будущий король Испании, носивший имя Филиппа V; справа с копьем – Людовик, герцог Бургундский (1682-1712); самый младший – Шарль, герцог Беррийский (1686–1714). Работа неизвестного художника
Семья Великого дофина Людовика и Марианны-Виктуар. Дети: слева с черным щенком – Филипп, герцог Анжуйский (1683–1746), будущий король Испании, носивший имя Филиппа V; справа с копьем – Людовик, герцог Бургундский (1682-1712); самый младший – Шарль, герцог Беррийский (1686–1714). Работа неизвестного художника

Предсмертные минуты Марианны-Виктуар затянулись настолько, что она успела благословить каждого из своих сыновей, сказав «ее бедному маленькому Берри», что дала ему жизнь от чистого сердца, «хотя он ей дорого стоил». Лизелотта, со своей стороны, плакала, увидев над гробом гербы Дома Виттельсбахов, которые разделяли обе немецкие принцессы.

В то же время она дала тайную клятву, что переживет ненавистного «старого Румпумпеля» (Ментенон), которая, в конце концов, была старше ее почти на двадцать лет.

Людовик XIV воспользовался возможностью, чтобы наставить своего сына: «Ты видишь, что становится с величием мира, мы придем к этому, ты и я».

Марианна-Виктуар была удостоена тех же почестей после смерти, что и покойная королева Мария-Тереза, хотя, согласно этикету, король не носил траур. Это произошло потому, что Марианна-Виктуар считалась дочерью Людовика (хотя на самом деле она была его невесткой), а король Франции не носил траура по своим детям.

Был еще один хитрый момент этикета, когда тело покойной Дофины церемониально выложили с обнаженным лицом. Дамы, которые не имели права сидеть в присутствии Дофины при ее жизни, воспользовались случаем, чтобы сесть во время ритуала, теперь она была мертва. Приходилось им объяснять, что непокрытое лицо символизирует то, что Дофина по-прежнему присутствует с ними, и поэтому необходимо стоять.

Третьей смертью стала смерть Великой мадемуазель, в возрасте шестидесяти шести лет, 5 апреля 1693 года. Ее роскошное наследство, которое доминировало в ее жизни и перспективах, в конце концов, к худшему, а не к лучшему, перешло к Месье, что положило начало огромному состоянию Орлеанской семьи, которое в денежном выражении станет соперничать с состоянием старшей ветви Бурбонов.

Кадр из фильма "Анжелика маркиза ангелов" 1965 г. Франция. Герцогиня де Монпансье, Великая мадемуазель — Мадлен Лебо.
Кадр из фильма "Анжелика маркиза ангелов" 1965 г. Франция. Герцогиня де Монпансье, Великая мадемуазель — Мадлен Лебо.

Лозен, который был ее наследником, в конце концов лишился великой любви, которую она питала к нему, из-за своей неверности и своей черной неблагодарности за платежи, которые она внесла, чтобы освободить его из тюрьмы. Она отказалась видеться с ним на смертном одре. (Впоследствии подлец женился на девушке пятнадцати лет.)

Великая мадемуазель потратила большую часть своих последних месяцев на написание комментария к «Подражанию Христу», в котором основное послание звучало следующим образом:

«Величие рождения и преимущества, даруемые богатством и природой, должны обеспечить все составляющие счастливой жизни… тем не менее есть много людей, которые имели все это и не были счастливы. События моего собственного прошлого дали мне достаточно доказательств этого, не ища примеров повсюду».

Это было печальное, но точное суждение о жизни, во время которой надежды ни публично, ни лично не реализовались. Это суждение также имело нечто общее с меланхолическим обращением Людовика XIV к своему сыну по поводу смерти Дофины.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: