Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 3: Человек в котелке... и дорога в Венесуэлу

Оглавление
Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 1: Сбор, контракт, первый LP
PROG ISLAND14 декабря 2022
Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 2: Безответное дружелюбие...
PROG ISLAND16 декабря 2022

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 3:

The Man In The Bowler Hat (MCA Records, MCG 3501, 1974, UK)

Songs/Tracks Listing: 1. Fundamentally Yours (2:37); 2. Pinafore Days (2:37); 3. The Last Plimsoll (4:31); 4. To the Sun and Moon (2:54); 5. The Road to Venezuela (4:52); 6. The Galloping Gaucho (2:48); 7. Humiliation (3:33); 8. Dangerous Bacon (2:44); 9. The Indifferent Hedgehog (3:16); 10. God Speed the Plough (5:30)
Total Time 44:54

Line-up/Musicians: - Andy Creswell-Davis / guitar, keyboards, vocals, bass
- Michael "Mutter" Slater / flute, vocals
- Mike Evans / violin, cello
- Billy "Sparkle" Brent / drums
- James Warren / vocals, guitar
- Jim "Crun" Walter / bass

THE MAN IN THE BOWLER HAT

Записанный в период с июля по сентябрь 1973 года на Air Studios в Лондоне и выпущенный в феврале следующего года, The Man In The Bowler Hat стал третьим лонгплеем STACKRIDGE. По общему мнению, это было их наилучшим достижением, как до этого момента, так и за всю их семилетнюю карьеру (на мой взгляд, весьма спорное утверждение, - прим. АК)

“...Шляпа-котелок”, который первоначально должен был называться “Дорога в Венесуэлу”, но название решили изменить в честь картины Магритта, которая понравилась группе (с намеком на сценический имидж флейтиста Маттера Слейтера), был записан тем же составом, который образовался в 1972 году на втором альбоме Friendliness, а именно Слейтер, Джеймс Уоррен (гитара, вокал), Энди Дэвис (клавишные, гитара, вокал), Майк Эванс (скрипка), Крун Уолтер (бас) и Билли Спаркл (барабаны).

По мнению Уоррена, у STACKRIDGEбыло “три основных составляющих: эксцентричность, английскость и невероятное стилистическое разнообразие. Несомненно, нас постоянно противопоставляли FREE, ZEPPELIN и SABBATH; но никто из нас в душе не был отъявленным рокером, поэтому мы просто продолжали вспахивать нашу собственную борозду”. Но самым волшебным ингредиентом, которым мог похвастаться новый альбом, стало участие культовой музыкальной фигуры, Джорджа Мартина, продюсера THE BEATLES до их распада тремя годами ранее. Помимо самого альбома, Энди Дэвис, по протекции Мартина, также принимал участие в сессиях записи сольного альбома Джона Леннона Imagine, ну, а про влияние самой Ливерпульской четверки на всех музыкантов STACKRIDGE и говорить излишне. Например, Джеймс Уоррен признался как-то, что взять в руки гитару его вдохновили такие классические песни, как “A Hard Day's Night” и “I Feel Fine”. Джеймс продолжает: “Мы невольно присоединились к музыкальной аристократии, и это было очень приятное трехмесячное пребывание в этом сказочном дурмане…”.

Связующим звеном в этой сделке стал бывший менеджер группы Майк Тобин, который работал в бытность свою с Джорджем Мартином в Air Studios, и который и передал демо-записи группы своему бывшему боссу. И Мартин, впечатленный услышанным, пригласил музыкантов поработать в его личной студии на Оксфорд-стрит. После разочаровывающего опыта записи Friendliness, качество звука которого было сомнительным, результатом работы с признанным мастером своего дела стал ультрасовременный материал. К тому же к работе над новым альбомом Мартин привлек и своего ближайшего соратника Джеффа Эмерика, который работал над “Револьвером” THE BEATLES.

“Работать с Джорджем было нереально”, - вспоминает Джеймс. “Я прослушал “Револьвер” к 1973 году уже, наверное, пять тысяч раз, поэтому увидеть коробку с надписью “Демо-версии Revolver” в его городском доме в Паддингтоне было похоже на то, что ты вдруг очутился в каком-то волшебном сне, и проснулся в самом охраняемом святилище рая! Правда, мне так и не довелось услышать содержимое этой коробки до выхода “Антологии” в 1995 году, но это стоило того, чтобы подождать! Что же до работы Джорджа, то он именно продюсировал нашу музыку, то есть направлял нас, развивал и украшал нашу музыку”.

Уоррен также вспоминает, с каким трепетом он записывал свою “Humiliation”. “Я помню, мы репетировали несколько номеров в доме Джорджа. Однажды, когда пришло время сочинять эту песню, он наигрывал ее на пианино и сказал: “Джеймс, я думаю, что в этой песне было бы хорошо использовать струнную аранжировку, как я сделал в “Eleanor Rigby”, что ты думаешь об этом?” Представляете? Я подумал: “Боже мой, это фантастика!”

Отсылка к “Битлз” в тексте песни “Dangerous Bacon” – первого трека в стиле прямого рока, когда-либо записанного STACKRIDGE, - сопровождалась приглашением саксофониста Энди Маккея (Andy Mackay), который как раз был тогда в студии Air, чтобы записаться в песне ROXY MUSIC для альбома Stranded. “Я думаю, что однажды мы встретились с ним в лифте и поболтали немного”, - туманно вспоминает Уоррен. “Возможно, Джордж Мартин или Джефф Эмерик сказали: “Если ты не занят в обеденный перерыв, зайди в студию 2 и сыграй немного на саксофоне”. Для Энди Дэвиса личными фаворитами на альбоме остаются “The Road To Venezuela”, - “…потому что я думаю, что это моя лучшая аккордовая прогрессия. Все это замечательно сочетается, и мне нравится это ощущение”, и “Humiliation” в аранжировке Джорджа, - “… и это отличная мелодия. Некоторые тексты сейчас немного уже устарели и наивны, конечно, но вы не можете иметь сразу и всё!” У группы также была репутация создателей захватывающих инструментальных композиций, и заключительная “God Speed The Plough”, написанная группой, во многом соответствует этой традиции, хотя Энди теперь считает, что в ней “… немного грубоватая средняя часть. В то время мы все еще нащупывали свой путь, и никто из нас по-настоящему не умел играть на клавишных. Мы просто играли на самом высоком уровне, которого только могли достичь”.

STACKRIDGEвсе же оставались концертной группой, они действительно оживали на сцене, и 1973 год стал годом, когда Маттер Слейтер вышел на первый план в качестве фронтмена. Вплоть до этого времени Джеймс Уоррен выполнял эту роль. “У нас все начало получаться, когда Маттер вылез из своей скорлупы”, - подтверждает Энди Дэвис. “Он классический близнец. Вне сцены он очень неуклюжий, очень застенчивый, и примерно первые 18 месяцев нашего существования он просто тихо стоял там, справа на сцене, играя на флейте и присоединяясь иногда к бэк-вокалу. Я даже не знаю, как так стало, но он начал делать все больше и больше для вступлений. Он начал покупать всякие шляпы, клетчатые жилеты, гетры и прочее, затем он начал общаться с аудиторией. Он всегда напоминал мне звезду немого кино. Он мог бы просто склонить голову набок, и публика сошла бы с ума. Это просто как бы развивалось в нем со временем, пока не стало важной частью наших шоу. Он был похож на директора цирка, и в “The Galloping Gaucho” он был в своей стихии”. “Gaucho”, кстати, выпущенный в качестве сингла перед альбомом, тоже является одним из любимых Джеймсом. “Мне нравится аранжировка Джорджа, это просто безумная песня, которая была великолепна на сцене. К тому времени у нас было действительно хорошее шоу, на самом деле это больше похоже на цирк, правда…”.

Но проблема STACKRIDGE, преследовавшая группу на всем ее творческом пути, и здесь никуда не делась. Как это охарактеризовал один музыкальный обозреватель, - это похмелье после творческого перебора музыкального котла 1960-х годов, от которого группа так и не смогла оправится. Проще говоря, для большей популярности им надо было определиться со стилем, пусть это и “ускучнило” бы им самим жизнь, но для слушателей и поклонников так было бы проще. Эклектичность и взрывной набор стилей в рамках одной работы была одной из самых важных и наиболее значимой причиной отсутствия успеха в мейнстриме. “Мы ничего не могли с собой поделать”, - сказал Уоррен. “Мы все любили так много разных видов музыки и, будучи молодыми в то время, думали: “Какого черта? Давайте исследуем тот или иной проспект”. Мы думали, что в конце концов все будет хорошо, что люди придут и скажут, что нам нравится все это разнообразие. Но мы ошиблись”.

К сожалению, несмотря на очевидный прогресс и профессионализм, новый альбом так и не смог обеспечить STACKRIDGE долгожданный коммерческий прорыв. Ни “The Gallopine Gaucho” (сентябрь 1973), ни “Dangerous Bacon” (февраль 1974) в качестве синглов, как и сам новый альбом, на которые возлагались такие большие надежды, не оправдали ожиданий. Это повлекло раскол коллектива, ушли такие участники-основатели группы, как Уоррен, Уолтер и менеджер Майк Тобин.

Оглядываясь назад, Энди Дэвис теперь сожалеет о расставании. “Смена состава была большой ошибкой, и, вероятно, это было вызвано скорее напряжением от того, что мы пять лет жили друг у друга под носом, чем музыкальными разногласиями. Если бы у нас была хоть капля здравого смысла, мы бы взяли отпуск на несколько месяцев, чтобы освежить ситуацию. Хотя я все равно не уверен, что группа смогла бы пережить нашествие панк-рока”.

Помимо расставания, у Джеймса есть еще одно сожаление - о том, что для альбома не сохранили его первоначальное название. “Дорога в Венесуэлу” действительно была лучшим названием и концепцией в целом. Я не так давно был у Энди дома и снова увидел прототип для обложки альбома, и подумал: “Вау, разве не было бы здорово, если бы мы продолжили в том же духе”.

Будем надеяться, что это художественное оформление появится в буклете будущего переиздания. Ну, а пока хватит о британских головных уборах и южноамериканских дорогах, нам надо отправляться, точнее, просто прыгать в “Феерию”, - следующий альбом STACKRIDGE 1974 года (SJPCD233). Увидимся там!

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)