СТИХ САНДЖАРА ЯНЫШЕВА
ТЕРМЕНВОКС
Не касаясь пальцами ни струны,
ни гусиной кожицы обечаек,
я хотел дотронуться до спины;
подбородком в ложечку у плеча
твоего уткнуться, как верный альт,
как имбирь от чистых твоих волос,
что разбил меж нами такой версаль,
до какого слух ещё не дорос.
Он объемлет воздух. Я вижу в нём
пострижные мхи, регулярный сад
со своими улочками, огнём, –
вдоль фасадов выложенным, как сай,
что бежит – откудова и куда?..
Но равно известен Автор письмен,
поелику всякая трын-вода
совпадает с руслом Его времён.
Этот Сад, воздушный наш лабиринт
нам с тобой не мыслимо не пройти
с двух сторон, как некий четвёртый рим,
как глухой, но чуемый ориентир.
Где-то посередке его – слова,
что уже тверды, словно твой грильяж;
разогретая к ужину мастава;
и грядущий – лучший – ребёнок наш;
и последний день, и последний сон;
и земля сквозь дерево или сквозь
полотно легчайшее, стенки сот;
и спаявший звуки тончайший воск...
Этот Сад, этот воздух зовут потом.
Никогда сейчас – крестной мукою.
Он однажды нам исполняет то,
что потом мы помним как
МУЗЫКУ.
***
МОЯ ПАРОДИЯ
СЕРПЕНТ ИЛИ БАЛАЛАЙКА?
Между нами разбит такой Версаль,
что желанье одно – поскорей туда.
Не катался прежде в такую даль –
в Кремль московский хаживал иногда.
В Петербурге был – пару раз сходил
в Эрмитаж. По разу – во все дворцы
в тех местах, что когда-то соединил
Пётр с Россией («окон» был дефицит).
Не касаясь пальцами тонких струн,
не прижав к губам костяной мундштук,
я играл, однако, как тот шалун,
кто у молодцов отбивал подруг.
В райских кущах нет места трын-траве,
водосток, если есть, не зовётся «сай»,
потому и в любой земной строфе
мне мелодию рая подавай.
Наиграй в Третьем Риме, чтоб иной
Рим Четвёртый не снился в страшном сне,
чтобы я и в Версаль вошёл такой,
где бы слух мой усилился вдвойне.
Да плевать на Версаль, на Третий Рим,
перед носом коль ужин (мастава),
и дитя (не скоро грядущий мейстрим),
коль трава не трын-, а мурава.
Райский сад (но совсем не Сад-маркиз,
что французский писатель-аристократ)
утолит мою жажду, мой каприз
слиться с музыкой, что не суррогат.
Впрочем, если и муки в стихе учтём,
то как лыко в строку зайдёт и Сад.
…Под звучание музыки пусть ремнём
в том саду меня порют все подряд.
P.s. Под звучание музыки ночью ль, днём
в том саду и страдальцы пусть кричат.