Найти в Дзене
delphin

Железнодорожный моделизм для бедных.

Во времена канувшей в Лету мечты о мире во всём мире, свободе, равенстве и братстве на уникальной 1/6 части глобуса у советского ребёнка выбор игрушечной железной дороги был весьма скромен. В лучшем случае это был стартовый набор модельной ЖД из принудительно братской ГДР, но чаще это была заводная поделка ориентированной на оборонку суровой советской промышленности. Большой удачей было наличие в комплекте рельс. Самым счастливым пионерам попадались наборы с ЖД инфраструктурой и принадлежностями в виде груза, людей и прочей живности, растительности и картонных склеек недвижимости. Для советского ребёнка это была просто бомба. Естественно, в стране всеобщего счастья предпринимались попытки сделать полноценную модельную железную дорогу, примером служит железная дорога «Пионерская» и модельный набор от СчетМаша, но массовым продуктом они не стали.

Но исчезла Страна Советов и химпром в купе с китайской рыночной экономикой сделали игрушечную революцию. Наборы детских ЖД занимают в магазинах целые ряды и поражают фантазиями их создателей. Модельные ЖД, в отличии от СССР, тоже никуда не пропали, и даже благополучно развивались стараниями загнивающего капитализма. Лихие 90-е практически свели на нет их появление в торгово-розничном капиталистическом изобилии на полках магазинов игрушек. Когда основной проблемой населения великой страны стал хлеб насущный, стало не до модельных железных дорог. Но «рождённые в СССР» ещё помнят эти завораживающие поезда, похожие на настоящие чуть менее, чем полностью, электроуправление с выносного пульта, грузовые и пассажирские вагоны, различные рельсы, стрелки, мосты и тупики, разнообразные строения. Сытые 2000-е вернули нам магазины типа «Хобби», где даже попадались эти ЖД, а наборы от Механо и Пико попадались даже в магазинах игрушек. Но: «не жили богато, не чего и начинать» решили капиталисты и уронили наш родной деревянный в 2,5 раза. И без того недешёвые ЖД модели стали стоить просто неприлично дорого. Производимые в Европе и подаваемые за евры они стали не по карману многим начинающим ЖД-моделистам. А вот гибкая и дружественная потребителю китайская экономическая машина не только удержала цены в рамках приличия, но и довела свои странные угловатые поделки до почти совершенных игрушечных форм. Появились стрелки, звук, краска вместо ядовитых одноразовых наклеек, различные наборы с разным подвижным составом. Особо дотошные производители даже приблизились к модельным типоразмерам. И даже пишут обозначение на коробках. Обычно, это распространённое полноля, но иногда встречаются и другие масштабы. Чаще всего, соответствие надписи и реального типоразмера игрушки никак не связанны, но бывают и исключения. Вторая по значимости проблема китайских игрушечных железных дорог – это механика. Двигатель, простейший редуктор из 3х шестерён и привод на одну пару колёс – вот всё, чем может похвастаться ходовая часть игрушки. Чаще всего управление локомотивом сводиться к тумблеру на нём, включающим и отключающим двигатель. Но иногда встречается и продвинутое управление при помощи ИК-пульта, со светом, звуком и даже дымогенератором. Питание обычно осуществляется батареями типа AA. Кинематика сцепок подвижного состава, его ходовые качества и удобство управления – это всё элементы, на которые производитель чаще всего не обращает внимания от слова «совсем». Но и придираться, учитывая цену, довольно глупо.

Игрушки в типоразмере ТТ – 1/120 китайским производителем представлен слабо. Как, впрочем, и настоящие модели. Обусловлено это низкой популярностью типоразмера в целом. Именно небольшой ассортимент моделей в ТТ заставляет моделистов брать в руки напильник и клей. В ход идёт всё – даже игрушки. Вторая причина, заставившая меня обратить взор на игрушки – это повреждённая пятилетним ребёнком модель вагона. Стоимость этого вагона равнялась стоимости 2-3 китайских наборов. А если ребёнку без разницы, что ломать – зачем платить больше? Исходя из этих соображений, а так же благодаря огромной скидке в магазине игрушек у меня появились наборы фирмы MOBICARO MST. Хочу заметить, что фирма MOBICARO MST продаёт модели в разных типоразмерах, в частности в H0. Но именно наличие в её ассортимента ТТ-подобных наборов заставило меня эти наборы приобрести. Производителя определить не удалось, данные наборы встречаются у различных компаний, в том числе и на AliExpress. Первоначально я планировал переделку подвижного состава, но после детального осмотра и анализа оставалось лишь отдать его детям.

Купленная игрушка довольно близко соответствует типоразмеру ТТ, хотя паровозы по масштабу ближе к 1/100. Единственное значимое отличие – это размер колеи, он составляет 14 мм. Вызвано это, по-видимому, не очень качественной ходовой частью игрушки и высоким центром тяжести вагонов, и для обеспечения хорошего хода были увеличены как плоскости качения колёс, так и ширина колеи.

Вторым большим недостатком можно назвать несоответствие подвижного состава реальным прототипам. Присутствует визуальное сходство, которое позволяет отличить паровоз от тепловоза, а пассажирский вагон от грузового. Что характерно, тяговый состав представлен четырьмя моделями, а вагонный только тремя. Этот парадокс я понять так и не смог. Парораспределительный механизм паровоза представлен единой подвижной деталью. По сравнению с другими китайскими поделками это уже прогресс. Особенно небрежно выполнена экипажная часть подвижного состава. Но, даже при этих недостатках присутствуют рабочие 2-хосные тележки на шкворне с реальными колёсными парами, а не их имитация. К сожалению, экипажная часть локомотивов представлена этими же тележками.

Тяговый состав имеет привод на одну ось, что сильно снижает его ходовые качества. Лучшие ходовые качества, как и положено в реальном мире, имеет паровоз, с его большими колёсами. Привод остальных локомотивов выполнен полностью идентично и не зависит от типа локомотива. Ведущие колёса прорезинены. Электродвигатель локомотива питается от одного элемента размера АА. Крутящий момент передаётся на одну ось простым редуктором из 3 шестерен. Цепь замыкается небольшим переключателем на локомотиве. Думаю, можно попробовать сделать 2 ведущих оси, но всё место съедает батарея. Как вариант, можно попробовать использовать сочленённые локомотивы с объединением элементов питания и переключателя, но это сильно усложнит процесс игры для ребёнка. Реверса схема не имеет, и локомотив может двигаться только вперёд и только с одной скоростью. Это делает практически невозможными маневровые работы. Можно организовать реверс при помощи паяльника и многоконтактного 3-хпозиционного переключателя, но всё равно управлять локомотивом тумблером на локомотиве ужасно неудобно. Более сложную схему управления будет практически невозможно разместить внутри корпуса локомотива.

Но я смог - читайте продолжение.
Но я смог - читайте продолжение.

Подвижной состав раскрашен красками, никаких отваливающихся наклеек нету. Краска нанесена методом тампопечати, на некоторых образцах может быть смаз печати. Элементы и конструктивные части подвижного состава выполнены из цветного пластика.

Третьим существенным недостатком являются сцепки. Они выполнены настолько примитивно, что позволяют ребёнку 3х лет играть и не сразу сломать их. Конечно, все эти «недостатки» для игрушки недостатками не являются и всего лишь следствие игрушечного предназначения этой железной дороги, с которой будут играть дети.

Рельсовый материал представлен радиусными рельсами с радиусом 286 мм, прямыми длиной 200 мм, прямыми стрелками с радиальным боковым путём и пересечением под прямым углом. Набор достаточно внушительный, в отличии от большинства других игрушек, содержащих только круг или овал, и позволяет собирать разнообразные путевые схемы.

Так же в наборе присутствует станционные постройки: здание, видимо, изображающее вокзал и 2 перрона. Масштаб строений приблизительно 1:100. Внутри вокзала спряталась нехитрая китайская электроника, которая при наличии трёх батареек размера АА мигает лампой или светодиодом и издаёт звуки движения поезда. Звуки повторяются и довольно быстро надоедают, но детям нравится. Также в наборе есть имитация хвойных деревьев. Смотрится очень игрушечно. В любом случае, наличие этих дополнений радует и позволяет существенно «оживить» игру в железную дорогу.

-9
-10

При определенных допущениях можно адаптировать подвижной состав для хождения по рельсовому материалу с шириной колеи 12 мм, но слишком игрушечный вид будет смотреться несколько нелепо, а полная переделка сопоставима с огромными техническими трудностями и материальными затратами. Вагонам нужно сменить тележки и колёсные пары, заменить сцепки. Именно поэтому мечты, посетившие меня в магазине, когда я крутил в руках коробку с набором, так и остались мечтами, а игрушку было решено отдать детям. Конечно, можно использовать некоторые части как доноры различных элементов подвижного состава, благо, стоимость и размер позволяет. Интересно, что паровоз, в силу наличия больших колес на неподвижной раме имеет большие люфты колёсных пар в поперечном направлении и легко ходит по модельным ТТ рельсам. Остальные тележки и колёсные пары унифицированы и на модельные рельсы не помещаются.

Тележки на модельных рельсах.
Тележки на модельных рельсах.

Подводя итог данного обзора хочу сказать, что невысокая цена, некоторое разнообразие подвижного состава и возможность составлять различные путевые схемы делают эту игрушку очень подходящей для детей как для игры, так и для приобщения их к более серьёзным и дорогим модельным железным дорогам. Тек же совершенно не жалко использовать её в качестве доноров для подвижного состава. Однако, не смотря на огромное количество игрушек, возникает другая проблема, из-за которой дети пересаживаются за компьютеры и планшеты. Для игры на планшете или компьютере нужно произвести минимум манипуляций – всего лишь взять планшет в руки или сесть за компьютер. А с любой сложной игрушкой требуется довольно длительный процесс подготовки а после игры такой же по сложности и времени процесс разборки и укладки в коробки. И, если первый этап ещё можно сделать частью игры, то процесс собирания может превратиться в негативный фактор: игра закончилась! Но, в любом случае, планшет или компьютер не может заменить игру с родителями, а в современном мире родители часто самоустраняются от игр с детьми под предлогами занятости, усталости, жилищных или бытовых проблем. И ребенок всецело поглощается улицей или компьютером. Чего ни в коем случае допускать нельзя.

Модернизация электроники в этой статье.

Установка радиоуправления в игрушечный поезд
delphin22 января 2023