В последнее время стало крайне модно напоминать странам Запада о об их роли и вкладе во Вторую Мировую войну. Особенно «любят» в этом плане французов. Защищать их, конечно, нет ни малейшего желания, но ведь любые действия публичных людей должны быть таковы, чтобы они сами не делали себя посмешищем. А это очень легко, если повторять, как попугай, высказанные кем-то глупости.
В конце концов ведь подобные люди, вещающие нам с экранов некие откровения, роняют тень на всех.
Случайно, давеча наткнулся на очередную статью, где автор «блещет» своими познаниями по истории Второй Мировой войны. Цитировать не стану, ибо займёт слишком много места. Если же выкинуть лозунги, междометия и эпитеты, которые смысла не несут, но составляют большую часть высказываний многих публичных людей, то суть такова. Франции стоит помалкивать и чаще вспоминать, что в рядах «Свободной Франции» воевало меньше французов, чем их было в Вермахте. Далее в качестве примеров приводится дивизия «Шарлемань», которая до последнего защищала Рейхстаг, целый полка французов, который в 1941 году в битве за Москву на Бородинском поле уничтожила героическая дивизия Полосухина, и прочие части, которые подразумеваются во множестве. Разумеется, упоминается, как французы трудились на военных заводах, снабжая Третий Рейх военной техникой. И не забывает автор о более 20 тысячах французов, которые взяла в плен Красная Армия.
Мне лично стало интересно, а действительно, насколько велико участие французских граждан на стороне Гитлера.
Давайте начнём со «Свободной Франции», чтобы было с чем сравнивать. Изначально, у де Голля было очень мало сил, он мог использовать лишь войска, оставшиеся в Северной Африке и колониях, и оттуда же черпать пополнение.
Уверен, что желающих воевать против немцев во Франции нашлось бы не один десяток дивизий. Вопрос в том, как такую массу людей доставить на территорию, где из них можно сформировать армию. Думаю, объяснять, что оккупационные власти в этом точно помогать не стали, нет необходимости. Вывозить десятки тысяч нелегально? А как? Через испанскую границу? Сомневаюсь, что испанские власти отнеслись с пониманием. Через Средиземное моря, большая часть которого под контролем немцев и итальянцев? Или через Ла-Манш? Пролив можно, конечно, и на простой лодке переплыть, но Вермахт создал на всём побережье достаточно серьёзную береговую оборону. И, несмотря на это, французы убегали из страны под знамёна де Голля. Хотя значительную часть его войск составляли марокканцы и другие представители французских колоний, но и коренных французов из метрополии тоже немало. А к лету 1943 года войска «Свободной Франции» (к тому времени переименованной в «Сражающуюся») составляли 12 дивизий. Где-то около 70 тысяч человек.
Франция, конечно, с позором проиграла войну в 1940 году, но мне кажется, надо уважать тех французов, которые не сдались. Ведь те же лётчики из «Нормандии-Неман» и на нашей земле кровь проливали.
Теперь давайте поговорим про французов плохих.
Для начала хотя бы поймём, где они сражались, ибо все уверенно говорят, что французских частей было немало.
Начнём с Французского легиона, который так любят показывать в кино на Бородинском поле. Такой легион был, сформировали его действительно французы и во Франции в июле 1941 года. Назывался «Легион французских добровольцев против большевизма» (Légion des Volontaires Français contre le Bolchévisme).
Набирали туда, как видно из названия, добровольцев для войны с большевиками. А летом 1941 года желающих воевать против большевиков можно было набрать во многих странах и в немалых количествах. При этом в самом легионе были представители очень многих национальностей, даже негры и арабы. Известно, что было немало русских эмигрантов, считают, что до сотни. К сожалению, точных списков легиона я не находил, но по известным фамилиям можно сделать вывод, что национальный состав был более чем пёстрый.
Легион был введён в состав Вермахта как 638-й пехотный полк (Infanterie Regiment 638). В начале ноября 1941 года полк, в составе двух батальонов, прибыл под Смоленск, его численность указывают в 2 352 человек. На Бородинском поле этот легион никогда не воевал, да и, скорее всего, близко не был. Что видно по датам, бои в районе Бородинского поля шли в октябре.
Большую часть времени под Москвой французы провели в длительных маршах, причём потери от болезней были велики, хотя и не известно какие. В бой полк вступил в декабре, понёс огромные потери и был уже в начале 1942 года выведен в Польшу. Остатки свели в один батальон, из остававшихся во Франции добровольцев сформировали ещё один. Известно, что в 1942 году значительная часть русских эмигрантов легион покинула и перешла в другие формирования. В середине 1942 года легион отправили в Белоруссию, где он до 1944 года воевал с партизанами. Особо нигде не засветился, во всяком случае в наиболее крупных и известных противопартизанских операциях участия не принимал. Легион вырос за это время аж до трёх батальонов, видимо, французских добровольцев набралось ещё три-четыре сотни. Всего было около полутора тысяч.
С 1942 года французы служили и в войсках СС. Их количество там оценивалось в 250-300 человек, попали они в дивизию СС «Викинг». Ещё пишут, что были французы в дивизии СС «Мёртвая голова», но это не совсем французы, а эльзасцы. О них чуть позже.
В 1943 году был сформирован французский полк СС, получивший позже 57-й номер. Через год полк развернули в бригаду (Französische SS-Freiwilligen-Sturmbrigade). Но на бумаге лишь. Численность не превосходила 2500 человек. Которых ещё надо было обучить.
В июле 1944 года сводный батальон бригады воевал в составе 18-й дивизии СС в Галиции, где почти полностью погиб. Осенью 1944 года в бригаду был направлен личный состав из «Французской милиции», подчинявшейся СС, а также французов (и не только их) из строительных и вспомогательных частей.
Есть данные, что численность бригады удалось к декабрю 1944 года довести до 7340 человек, из них 1000 человек были из французской бригады СС, 1 200 человек из легиона (ставшего основой 58-го полка СС), 2500 человек из «Французской милиции», 640 человек — это французы по национальности из германского флота и ещё 2000 человек были из Организации Тодта и разных национал-социалистических организаций.
Сколько из них были французами сказать невозможно, поскольку нет списка личного состава. Однако, можно точно сказать, что состав был более чем пёстрый. По некоторых источникам, одних поляков было на целый батальон, были и прибалты. Очень много испанцев, было немало русских эмигрантов. Изначально в 58-м полку СС было немало франкоговорящих швейцарцев. Те фамилии, которые известны из числа военнослужащих дивизии, далеко не всегда похожи на французские, даже если написаны латинскими буквами — Кrotoff, например. А если ещё и имя Серж…
13-го ноября бригада СС была переименована в 7-ю гренадерскую бригаду войск СС «Шарлемань». Бригаду сформировать толком никак не получалось, несмотря на это она была 10-го февраля 1945 года была развёрнута в одноимённую дивизию — 33. Waffen-Grenadier-Division der SS “Charlemagne“.
Я понимаю, что многим выступающим очень нравится красивое французское слово «Шарлемань». Хорошо звучит, и ассоциируется с красным вином. На деле же это всего лишь «Карл Великий» по-французски.
Хоть бригаду и переименовали в дивизию, принципиально в её составе ничего не изменилось, боеспособным соединением она стать не успела. Тем не менее в феврале была отправлена на фронт, в группу армий «Висла». После двух недель боёв оставшихся солдат объединили в сводный полк.
В начале апреля из остатков дивизии сформировали строительный батальон, который потом сдался американцам. Из остальных был сформирован штурмовой батальон «Шарлемань» в количестве 300 человек, который отправился в Берлин.
В Берлине батальон был включён в состав 11-й дивизии СС «Нордланд», которая также имела очень пёстрый состав, в ней не только вся Европа была представлена, но и Южная Америка с Азией. Дальше можно прочитать красивую историю о том, как батальон «Шарлемань» сражался в Берлине, уничтожив чуть не половину из сожжённых на улицах германской столицы советских танков, потом оборонял Рейхстаг и последние 30 бойцов защищали бункер Рейхсканцелярии.
Но таких историй в войну сочиняют множество. Большая часть батальона погибла ещё в пригородах Берлина, но кто-то действительно продолжал сражаться до последних дней. И в числе взятых в плен у Рейхсканцелярии было несколько французов из «Шарлемань»
Были ещё запасные подразделения дивизии, которые сражались против американцев. Может и не сражались, а просто сдались. Причём попали они к генералу Леклерку, который приказал всех казнить.
Вот такой был вклад французов во Вторую Мировую войну на стороне Третьего Рейха.
А ещё по поводу 20 тысяч пленных французов, захваченных Красной Армией. Объясняется это просто. Есть такие две провинции — Эльзас и Лотарингия. Их то Франция у Германии завоюет, то Германия у Франции отберёт. Словом, они всегда где-то посредине. Во Второй Мировой войне они входили в состав Третьего Рейха и подлежали мобилизации в Вермахт. А попав в плен были записаны как французы, поскольку у нас эти территории считались французскими.
Что касается того, как французы трудились над производством оружия для Вермахта, у меня есть отдельная статья:
Если на Гитлера работала вся Европа, то что она конкретно производила