Найти тему

Злой дух или таинственный враг любви

Рис. из блога Эстер Перель
Рис. из блога Эстер Перель

Мы уже познакомились с философией тотальной женщины, которая позволяет ее приверженцам оживить любовь и поддерживать полнокровные супружеские отношения в традиционном браке.

Здесь мы рассмотрим другую альтернативу решения мистической проблемы женщины в браке, воплотившуюся в модели брака равных.

Но сначала обрисуем эту вызывающую отчаяние, тоску и депрессию проблему замужней женщины, которая не имеет названия.

Когда Марабель Морган осознала, что ее брак стремительно катится к крушению, она прекрасно понимала, что существует какой-то «безымянный, неосязаемый враг», который вставал между супругами, но которого она не могла определить, чтобы сразиться с ним. Этот враг, был ли он побежден энергетикой тотальной женщины или ретировался под ее напором, так и остался безымянным.

Сходным образом, подчеркивая непостижимость собственным разумом подлинных причин разлада в устроенной семейной жизни, за десятилетие до «Тотальной женщины» Марабель Морган, описывала широко распространенное чувство неудовлетворенности, испытываемое замужней женщиной, американский социолог Бетти Фридан в своей книге «Тайна женственности» (The Feminine Mystique).

Книга Бетти Фридан шокировала американских домохозяек. Иллюстрация Барри Блитта
Книга Бетти Фридан шокировала американских домохозяек. Иллюстрация Барри Блитта

Бетти Фридан предложила довольно простое, состоящее из двух ходов мысли решение этой таинственной проблемы. Во-первых, она определила, что женщины попадают в ловушку, когда замыкаются в поисках своей идентичности на нижних этажах пирамиды человеческих устремлений. Надежда на супружеское счастье, связанное с домом, безопасностью и сексуальным удовлетворением, не оправдана, поскольку, согласно открытым в 50-х годах XX века психологическим законом иерархии потребностей Абрахама Маслоу, обеспечение этих нужд порождает желание двигаться дальше к спектру потребностей самовыражения.

Второй шаг решения таинственной загадки женской неудовлетворенности в браке, логически следует из первого: решение женской «проблемы, которая не имеет названия» состоит в перемещении жизненных целей на повышение образовательного уровня и получение осмысленной работы.

При этом Бетти Фридан не упустила случая развенчать виновника заблуждений тех несчастных женщин, которые будучи наслышанными о теории всесильной сексуальной энергии Зигмунда Фрейда, стремились найти свое самовыражение в сексе, заводя случайные связи или доводя своей сексуальной озабоченностью мужей до отчаяния. Цитируя Фрейда, она подчеркивает, что его представление о женщине не выходит за пределы ее природного предназначения: да, связанного с «красотой, шармом и наслаждением», но ограниченного ролью «возлюбленной в молодости и любимой жены в зрелости».

Решение тайны женской неудовлетворенности от Бетти Фридан было воспринято с массовым энтузиазмом и стало пламенной искрой второй волны феминизма.

Пройдя несколько этапов, вершиной этого направления решения мистической проблемы женщины в браке стала модель брака равных, которая была досконально исследована в 2012 году на примере опыта романтических отношений 1200 выпускниц Гарварда.

Мы уже рассматривали модель брака равных в 12 лекции о Супружеских отношениях из цикла Пространства осознанной любви (Курс лекций "Пространства осознанной любви" на YouTube). Напомним некоторые из ее особенностей.

Модель равноправного партнерства в семье предполагает, что вместо традиционного распределения ролей в браке культивируются равенство, уважение и гибкость. Роли не предопределены заранее, а лидерство в семье распределяется с учетом обстоятельств жизни супругов. Вклад каждого в семейные обязанности оценивается равным образом, и супруги отзывчивы к урегулированию возникающих запросов на изменения.

Эта модель психологически затратна и требует развития определенных черт характера каждого из партнеров. Она предполагает культивирование индивидуального и совместного развития, а также ставит высокую планку в умении жертвовать своими интересами, достигать компромиссов, управлять эмоциями.

На модель брака равных возлагались и возлагаются большие надежды, но, похоже, мистическая женская проблема дает о себе знать и в этом, скроенном по индивидуальным меркам, брачном союзе.

Современная американская профессиональная врачевательница ран, возникающих в супружеских парах и иных парных союзах, Эстер Перель, ставшая известной публичной фигурой, доносящей до читателей и обитателей социальных сетей свое понимание новых проблем любви и отношений, указывает на одну из сложных (из разряда неразрешимых) задач, которую приходится решать парам, вступающим в отношения в XXI веке.

Эстер Перель - международный советник по сексу и отношениям
Эстер Перель - международный советник по сексу и отношениям

Она призывает внимательней взглянуть на довольно очевидную завышенность требований, которые предъявляются к женщинам, со стороны заинтересованных в долгосрочных отношениях мужчин.

От женщины-партнера, говорит Эстер Перель, ожидают безопасного уюта, финансового участия, верного друга, конфидента и страстного любовника в одном лице. С такой головоломкой сталкиваются в первую очередь партнеры так называемых равных браков, когда женщина и мужчина независимо обладают сопоставимым относительно высоким социальным статусом, образованием, материальным положением, сходными интересами и карьерными амбициями.

Однако было бы самообманом, если бы всю «проблему, которая не имеет названия», можно было свести к этой легко калькулируемой избыточности требований, предъявляемых к современным женщинам мужчинами, или, если посмотреть с мужской стороны, к чрезмерности вызовов, водружаемых на собственные плечи амбициозной женщиной.

Другой по настоящему мистической угрозой стабильных отношений, выделяемой Эстер Перель, является все чаще встречающееся убеждение в иллюзорности романтической любви и невозможности сохранения пылких чувств в браке.

Действительно, твердо возвращает в реальность беспокоящихся романтиков Эстер Перель, так и должно быть по естественным основаниям: в человеческом организме страсть не удерживается на одной высокой планке, а пульсирует приливами и отливами. Печально, если за отливом может не последовать прилив, но, оптимистично утверждает Эстер Перель, это произойдет только, если сидеть в лодке любви сложа руки.

Куда же предлагает грести известный эксперт в области супружеских отношений? Индивидуально подобранные рецепты заполняются на бланке, отформатированном инструментами, вскрывающими фундаментальную головоломную проблему брака: поиск в партнере стабильного и надежного жизненного якоря и одновременно запредельных переживаний, позволяющих вырваться за границы и условности обычной жизни.

Наиболее острым и мучительным проявлением этой дилеммы выступает сексуальная неудовлетворенность супружеской пары. Эротическое удовольствие, по словам Эстер Перель, невозможно без сексуальных фантазий и ожидания встречи с неожиданным, загадочным и таинственным. Поэтому благие самоограничения в супружеской интимной близости приводят к угасанию радостей брака. Она считает, что решить проблему и оживить брак возможно, если супруги найдут способы осуществить небольшие отклонения от норм, потаенные желания и страстные фантазии посреди своей предсказуемой, безопасной жизни.

То, что брак равных может легко завести в тупик однообразных, тоскливых и серых супружеских отношений, как и брак по традиционной модели, наглядно демонстрируется, казалось бы, абсолютно положительными достижениями американской культуры и социального положения женщины.

Как замечает Эстер Перель, «вера в демократию, равенство, достижение консенсуса, компромиссы, справедливость и взаимную терпимость — может, если ее слишком аккуратно перенести в спальню, привести к очень скучному сексу».

Рис. из блога Эстер Перель
Рис. из блога Эстер Перель

Если называть вещи своими именами, то Эстер Перель видит решение фундаментальной проблемы современного брака в том, чтобы супруги не стеснялись быть немного извращенцами.

Однако, как следует из практики семейных консультантов, это касается в основном женщин, которым рекомендуется расширить диапазон супружеских сексуальных практик и научиться получать взаимное удовольствие от интимных фантазий мужа, возможно и далеких от довольно устойчивых представлений о нормах и сексуальных излишествах. Считается, что такое дальновидное поведение женщины в интимных отношениях, позволит ослабить присущую мужчинам тягу к запретному и нейтрализовать соблазны на стороне.

Иными словами, достигнутое в развитом социуме социальное равноправие мужчины и женщины более-менее приживается в семье, но чаще всего распадается на свои естественные части в брачной постели.

Обратимся теперь во второй составляющей проблемы женщины в современном браке, выделяемой Эстер Перель, - убеждению в иллюзорности романтической любви. Ловушка, в которую попадают стремящиеся к высокой романтике отношений в браке состоит в том, что всю энергетику любви, связывают со своим партнером. Тем самым неоправданно повышают риски утраты любви при малейшем отклонении от ожидаемого идеала.

На самом деле, как сказал Марсель Пруст: «Наше воображение, а не другой человек, несёт ответственность за любовь». Возникающее в браке томление, а также жажда эмоциональной связи, новизны, сексуального накала и свободы определяются не столько теми или иными изъянами партнера, сколько желанием вновь обрести потерянные части самого себя.

Посмотрим теперь как трудно разрешимые проблемы брака отражаются в глобальной картине предпочтений мужчин и женщин в области супружеских отношений. Наряду с парами, состоящими в брачном союзе, в наше время устойчивыми социальными группами стали свободная независимая одинокая женщина, ищущий спутницу жизни одинокий мужчина и долгосрочные отношения со взаимными обязательствами (long-term committed relationship).

Сравнительные исследования показывают, что наименьшим уровнем физического и эмоционального состояния отличаются замужние женщины, затем следуют одинокие мужчины, потом одинокие женщины, и лучше всех себя чувствуют женатые мужчины. Если эти оценки верны, то можно предсказать следующие тенденции на ближайшее будущее: женщины будут стремиться избегать замужества и обеспечивать свою независимость, а мужчины будут стремиться к браку, но поле выбора партнера будет сужаться.

-5

В целом брачные перспективы современного социума выглядят довольно мрачными.

Курс лекций "Пространства осознанной любви" на YouTube

Книга "Атлас любви"