Найти тему
МИР (Море История Россия)

1-й дивизион подводных лодок Черноморской эскадры. ("ленинцы" II-й серии и их судьба).

Л-4
Л-4

Эскизный проект подводной лодки типа "Л" II серии разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (I серия, это "Декабристы") с комбинированным минно-торпедным вооружением.

Водоизмещение (надводное/подводное): 1038,3/1330 т. Главные размерения: длина - 78,5 м, ширина - 7,2 м,осадка - 4,2 м. Скорость хода (надводная/подводная): 12,5/8,22 узлов. Дальность плавания: над водой 5300 миль 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах. Силовая установка: 2х1100 л.с. коломенских дизеля 42БМ6, 2х650 л.с. электромотора. Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 20 мин, 1 102/45-мм орудие. Глубина погружения: до 90 м. Экипаж: 55 чел. На подводной лодке Л-6 попытались поставить турбонаддув, но, от идеи пришлось отказаться (сильно росла температура).

Прочный корпус ПЛ типа "Ленинец" (далее по тексту просто тип "Л") разделялся переборками на 6 отсеков. Из 5 междуотсечных переборок 4 были сферическими, рассчитанными на давление 6 атм, а одна плоская - на давление в 1 атм. Все переборки имели двери овальной формы (на ПЛ типа "Д" они были круглыми). Концевые переборки, замыкавшие торцы оболочки прочного корпуса, изготовлялись литыми, толщиной 40 мм, сферической формы. ПЛ имела 3 отсека-убежища, в которых находились посты аварийного продувания главного балласта и средства спасения личного состава.

ПЛ типа "Л" принадлежали к полуторакорпусным ПЛ. Их легкий корпус располагался по всей длине прочного корпуса, но не по всему его периметру - нижняя часть прочного корпуса оставалась открытой. Такая форма корпуса заметно улучшала остойчивость ПЛ в надводном положении. Вертикальный киль был заменен коробчатой конструкцией, не связанной с легким корпусом. В ней находился твердый балласт. Была значительно расширена надстройка в носовой части корпуса. На первый взгляд этим достигалась лучшая всхожесть ПЛ на волну, но вместе с тем значительно затруднялось управление в подводном положении, а в надводном - стала более порывистой килевая качка.

В изначальном варианте на вооружении лодки стояло псевдоуниверсальная 102/45-мм пушка Б-2. Главным оружием ПЛ "Ленинец" являлись мины. В 1924 г. на вооружение была принята мина "ПЛ-150", являвшаяся модернизацией мины "ПЛ-100", которая применялась на ПЛ "Краб". Ее использовал в боевой подготовке экипаж ПЛ "Рабочий" (бывший минный заградитель "Ёрш") на Балтийском море. Но она уже не удовлетворяла предъявляемым требованиям. Поэтому для ПЛ типа "Л" была создана якорная ударно-механическая мина ПЛТ (подлодочная трубная) с массой боевого заряда 300 кг. Она имела форму цилиндрического баллона длиной 2100 мм и диаметром 850 мм и состояла из корпуса и якоря. Внутри корпуса размещались зарядная камера, ударно-механический прибор, запальное устройство и гидростатическая коробка. Сбрасывание мин в корму (как и у ПЛ "Краб") исключало вероятность подрыва ПЛ на них во время постановки. После выхода из трубы мина погружалась и с помощью гидростатической коробки устанавливалась на нужной глубине. Для механического передвижения мин в трубах при их погрузке и постановке была использована цанговая система, аналогичная применявшимся в устройствах элеваторов морских артиллерийских установок. Она состояла из продольных штанг с храповым головками (цангами). При продольном поступательно-возвратном движении штанг упорные зубья цанг упирались в зубцы кремальер, прикрепленных к минам и продвигали их в нужном направлении.

Л-4

28 августа 1934 года на "Л-4" произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. Лодка шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибло, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на "Л-4" находилось 78 человек, и только умелые действия командира корабля предотвратили более серьезные последствия.

Добавьте описание
Добавьте описание

22 июня 1941 года "Л-4" встретила под командованием капитана-лейтенанта (впоследствии капитана 3, 2 ранга) Полякова Евгения Петровича в составе 1 дивизиона 1 бригады ПЛ ЧФ, находясь в капитальном ремонте в Севастополе. Спешно закончив ремонт и пройдя ускоренный курс боевой подготовки в августе 1941 года "Л-4" приступила к выполнению минных постановок.

Всего в 1941 году "Л-4" семь раз выходила на минные постановки, выставив в районе Мангалии, восточнее мыса Олинька и на подходах к Варне в общей сложности 140 мин, на которых 15 сентября 1941 года подорвался и погиб болгарский пароход "Шипка" (2.304 брт), (по некоторым данным жертвой мин "Л-4" 11 октября 1941 года стало вспомогательное судно "FR-12" в 22 брт). За время этих походов "Л-4" выходила в торпедную атаку только один раз. 5 октября 1941 года у Мангалии две торпеды с "Гарибальдийца" прошли мимо румынского эсминца.

12 декабря 1941 года находясь на позиции в районе Варны "Л-4" подорвалась на мине и получила повреждения корпуса и механизмов, но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом на базу подводная лодка встала на ремонт, который продлился 4 месяца.

После этого, в июне 1942 года Л-4 привлекалась к снабжению Севастополя. 23 октября 1942 года "Л-4" награждена Орденом Красного Знамени, став первой краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота. Впоследствии Л-4 совершила 6 выходов на боевое дежурство. ОФициальная история лодки звучит так : "В декабре 1942 — марте 1943 года подводная лодка совершила три безрезультатных выхода на позицию.  22 мая у южного берега Крыма безрезультатно атаковала тремя торпедами вражеский конвой. На следующий день Л-4, не имея возможности занять позицию для торпедной атаки, всплыла и вступила в артиллерийский бой с двумя самоходными баржами противника, добившись попадания в одну из них 100-мм снаряда. По одним данным это F-329, по другим — MFP-239.

Выставив 18 июля 1943 года двадцать мин у Евпатории, Л-4 прибыла в заданный район, 22 июля артиллерийским огнем потопила турецкие парусно-моторные шхуны «Hudayi Bahri» и «Tayyari»,  на следующий день шхуну «Gurpinar». Больше в 1943 году Л-4 в море не выходила и только с началом освобождения Крыма  вышла на позицию с задачей нарушения коммуникаций противника на линии Севастополь – Констанца, проведя три торпедных атаки. В Боевом походе, проходившем с 15 апреля по 15 мая 1944 года, подводной лодке Л-4 была поставлена задача осуществлять блокаду Крыма при наступлении советских войск. Когда на подводной лодке вышли из строя кормовые горизонтальные рули, боцман И.С.Перов организовал их ремонт, рискуя остаться в воде при срочном погружении подводной лодки. Вместе с одним из членов команды в рекордно короткий срок устранил возникшую неисправность, обеспечив тем самым выполнение боевого задания. Л-4 продолжила Боевой поход, в ходе которого 11 мая 1944 года атаковала Германский танкер «Frederiks», нанеся ему серьёзные повреждения, не позволившие танкеру до окончания Боевых действий выйти в море".

Командира "Л-4" капитана 2 ранга Полякова в середине июня 1944 года назначили командиром дивизиона подводных лодок, а на его место 15 сентября 1944 года пришел капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Горбатский Степан Петрович. Один из членов экипажа "Л-4" боцман Петров Иван Степанович удостоен звания Героя Советского Союза.

16 июня 1949 года лодка получила обзначение "Б-34". 2 ноября 1954 года она была выведена из боевого состава для использования в учебных целях и передана Севастопольскому Высшему Военно-Морскому Инженерному Училищу.

17 февраля 1956 года подводная лодка разоружена и вскоре разделана на металл на базе "Главвторчермета" в Севастополе.

Смотрим остальные лодки этой серии?