Очень люблю эту картину, называется она «Мадонна Литта», автор Леонардо да Винчи, конец 15 века. Оригинал хранится в Эрмитаже.
Особенные чувства к ней, потому что в детстве в моей комнате висела ее копия. И перед сном я частенько на нее смотрела.
Название картины происходит от имени её последних владельцев - представителей миланского семейства графов Литта, у которых она была приобретена в российскую императорскую коллекцию в 1865 году.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя.
Эта картина отличается не только величественностью. Но и своими деталями.
В произведениях Да Винчи нужно уметь считывать детали.
- Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия. Самая необычная деталь картины. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди. Однако стежки на правой груди разорваны. Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод. Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. Где-то с 1300 года стало быть «модным» не кормить малышей грудью, а использовать кормилец или коровье молоко.
- Птичка (щегол) в руке младенца. Эта птичка символизирует религию, веру в Бога.
- Выражение лица молодой женщины спокойное, безмятежное, на нем читаются нежность и всепоглощающая любовь к маленькому сыну. Уголки ее губ чуть приподняты, словно в следующее мгновение она улыбнется. Ребенок полностью занимает все ее чувства — она будто задумалась о его будущей судьбе.
- Мадонна со своим малышом сидит спиной к стене с двумя окнами. За ними открывается очень красивый вид: ясное небо с редкими облаками, а также горная цепь, виднеющаяся в отдалении. Горы — это символ мироздания. Художник изобразил их за спиной матери Спасителя также не просто в качестве фона. Он стремился подчеркнуть единство Иисуса и Богородицы со всем человеческим миром.
Картина религиозная, но, при этом, без нимба. Тоже интересная деталь. Однако Леонардо чаще всего, если заказчик не требует нимб - не изображал его.