Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 766. «Бородинская битва». Внутри картины

23 декабря 2022 года/
Панорамной картине «Бородинская битва» исполнилось 110 лет. Столь почтенный возраст живописного произведения подразумевает деформацию полотна, разрушение красочного слоя и это без учёта нескольких тяжёлых стрессовых ситуаций, выпавших на долю картины Франца Рубо. Подготовительные работы перед реставрацией ведутся уже несколько лет, активная фаза намечена на 2023 год.

-2

Живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров было создано художником-баталистом Францем Рубо в 1912 году к столетию Бородинской битвы. На картине можно увидеть эпизоды, происходившие на левом фланге обороны русской армии в самом кровопролитном сражении в военной истории XIX века, в котором участвовало свыше 260 000 человек. Ранним утром 7 сентября 1812 года началось массированное наступление наполеоновских войск на позиции русской армии, закрепившейся в окрестностях села Бородино.

Атаки французов продолжались весь день, русские стойко оборонялись и ни одна из сторон к вечеру не достигла решающего перевеса. Но кровь защитников Шевардинского редута и Багратионовых флешей пролилась не зря: хотя Наполеон всё-таки войдёт в Москву, фельдмаршал Кутузов смог сохранить боеспособное войско для грядущих побед.

-3

Франц Рубо достоверно показал на своей картине моменты утреннего боя в Семёновском овраге с участием всех родов войск – пехоты, кавалерии, артиллерии. Среди множества безымянных воинов художник вставил и исторических персонажей – военачальников обеих армий, включая Наполеона Бонапарта, а вот фельдмаршал Михаил Кутузов находился довольно далеко от изображённых событий.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Торжественное открытие панорамы состоялось в августе 1912 года в музейном павильоне на Чистых прудах в присутствии императора Николая II.

Смотрите старые фотографии. Панорама «Бородино» «со всем имуществом и картиной профессора Рубо». 1917-1918 гг.:

Здание панорамы "Бородино"

После Октябрьской революции доступ посетителей в павильон был прекращён, в 1918 году полотно намотали на вал и отправили на хранение сначала в Донской монастырь, затем перевозили в здание манежа в Нескучном саду, в недостроенный Миусский собор, в сад «Эрмитаж», а некоторое время вал с панорамой находился под открытым небом.

-11
-12
-13
-14
-15
-16

Когда в 1948 году Совет Министров СССР принял решение о восстановлении панорамы, эксперты констатировали, что во многих местах холст истлел, имел разрывы и крупные изломы, красочный слой частично осыпался, а верхняя часть полотна с изображением неба полностью обветшала. Первая художественная реставрация картины была произведена в 1950 году бригадой специалистов под руководством П.Корина и включала промывку живописи, расчистку и восстановление всех утрат красочного слоя.

-17

В июле 1962 года живописное полотно было доставлено в новое здание музея на Кутузовском проспекте, вал с полотном втянули в проём в стене, а затем при помощи крана установили вертикально. Верхняя часть холста на всю длину оказалась подвешена за лямки к монорельсу, установленному как замкнутое кольцо по периметру круглого зала. После соединения и закрепления панорамы художники приступили к воссозданию утраченных участков с изображением неба и выравниванию тонального уровня авторской живописи.

Смотрите старые фотографии. Строительство здания Музея-панорамы «Бородинская битва». 1962 год:

1962 Строительство здания Музея-панорамы «Бородинская битва»

Перевозка холста панорамы. 1962 год:

Кутузовский проспект

Музей-панорама «Бородинская битва». 1962-1970 гг.:

1962—1970 Музей-панорама «Бородинская битва»

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24

Спустя пять лет после открытия панораму ожидало очередное испытание – в музейном зале случился пожар, уничтоживший значительную часть холста. Выполнение восстановительных работ было поручено мастерам Студии военных художников имени М.Грекова и бригаде реставраторов под руководством М.Иванова-Чуронова. Монтажники закрепили в зале новый холст, изготовленный фабрикой «Красный Октябрь» из города Сурска, а реставраторы продублировали на него и прошили сохранившиеся фрагменты оригинальной живописи Рубо. Затем художники дописали утраченные части. К счастью, панорама до пожара оказалась подробно запечатлена в фильме Бондарчука «Война и мир» и на цветных снимках немецкого фотографа Р.Шраде. Живописцы справились с заданием в рекордные сроки и в ноябре 1967 года музей вновь открыл двери для посетителей.

-25

В 2011 году были проведены косметические работы по удалению загрязнений и восстановлению лакового покрытия картины, но эти меры не решали главной проблемы – отсутствия необходимого температурно-влажностного режима, ведь разные части полотна по-разному реагируют на изменения температуры и влажности. В 2017-2019 годах Музей-панорама «Бородинская битва» закрывался в связи с монтажом современных инженерных систем, отвечающих за воздухоподготовку, вентиляцию, кондиционирование, пожаротушение и после создания благоприятного для полотна микроклимата началась подготовка к реставрации.

-26

О реставрации шедевра батального искусства рассказывает директор музея Владимир Преснов.

Необходимость проведения масштабной реставрации полотна стала очевидна в 2014 году. Изучив панораму, специалисты вынесли однозначный вердикт: ухудшение состояния полотна панорамы. Обнаружены жесткие деформации и множественные разрывы холста, заметны участки отслоение живописного холста от дублировочного в виде пузырей, местами наблюдается сильная вытянутость холста, красочный слой имеет разрушения, состояние части полотна панорамы было признано аварийным.

Вынести панораму невозможно — вход, через который её когда-то внесли, давно заложен кирпичами. Предполагалось, что на время работ музей закроют, а полотно разложат на полу. Но от этой идеи быстро отказались, потому что появилась другая, гораздо более интересная: не снимать полотно и провести работы в присутствии посетителей, сделать реставрацию открытой.

В первую очередь реставраторы начнут работы на том участке панорамы, который находится в аварийном состоянии. Полотно с внешней стороны будет оклеено специальной бумагой, после чего реставраторы в вертикальном положении отделят дублировочный холст и заменят его на новый. Сложность заключается в том, что основные работы будут проходить за полотном в стеснённых условиях — расстояние до стены от холста составляет около метра.

Посетители музея смогут наблюдать за работой мастеров с внешней стороны полотна, а из участков, недоступных взорам, будет вестись онлайн-трансляция. В музее пройдут лекции, тематические мастер-классы и встречи с реставраторами. Завершение работы запланировано на 2023 год.

-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48

Помимо главного экспоната в музее можно осмотреть постоянную экспозицию и тематические выставки. В фондах хранится почти 45 000 предметов, в том числе документы, рукописи и произведения искусства.

-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63

В 2021 году внимание посетителей привлекла выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков» из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова. В выставочных залах были представлены живописные и графические работы, посмертная маска Наполеона, табакерка и портсигар с узнаваемым профилем.

-64

«Культ Наполеона никогда никто специально не насаждал. В его фигуре есть какая-то мистическая сила, – говорит коллекционер Александр Вихров. – Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением… В экспозиции выставки эта знаковая история находит отражение в весьма необычном виде. Мы показываем совершенно «фанатские» раритеты, такие, к примеру, как любовно украшенный кусочек полога, под которым скончался император. Есть уникальные вещицы с секретом, где бонапартисты скрывали изображения Наполеона, чтобы не стать жертвами роялистского террора. А рядом – гравюры известных мастеров и рисунок Мстислава Добужинского, который навеян стихотворением Михаила Лермонтова, посвящённом Наполеону».

-65
-66
-67

Наполеон увековечен не только в массовой культуре, но и в кулинарии. По легенде, рецепт нежного пирожного появился в 1912 году, когда в Российской империи шла подготовка к грандиозному празднованию столетия победы в Отечественной войне. Готовился «Наполеон» достаточно просто: несколько небольших коржей треугольной формы из слоёного теста обильно прослаивались заварным кремом на молоке и масле и затем настаивались в течение суток в холодном помещении.

-68

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:

Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #бородинскаябитва #францрубо #война1812года #наполеон #выставка