Действительно, самое интересное - это заниматься наукой. Неизведанное всегда привлекает, особенно молодых и талантливых...так почему же профессия ученого не так популярна среди молодежи?
Изложенное далее основано не только на личном опыте, но и на рассуждениях студентов - молодежь очень прагматична в хорошем смысле этого слова - и этому стоит у нее поучиться
Сейчас только ленивый не говорит о необходимости поддержки науки, но действительность такова, что РЕАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ не достаточно ни для фундаментальных прорывов (именно они составляют основу конкурентоспособности и обороноспособности страны), ни для конкретного субъекта (как правило, молодого ученого), который решил связать свою профессиональную деятельность с наукой
Так в чем же причина?
1. Непонятные условия игры
Да, именно этот фактор является решающим. Пространные рассуждения об интересе и больших перспективах разбиваются на элементарном вопросе: что реально мне это даст и где конкретно я буду работать...
Не совсем прозрачные условия на тернистом научном пути, начиная с публикаций и заканчивая защитой научной работы лишь усугубляют ситуацию...
2. Сложно оценить сроки
Объективно достичь что-либо в науке достаточно сложно, а главное - долго. В совокупностью с непонятными условиями эта затея видится для большинства мало реализуемой. Только представьте: отучившись в школе 11 лет студент поступает на бакалавриат еще на 4 года, потом магистратура 3 года и только потом можно поступить в аспирантуру...
Молодые и перспективные уже на этом этапе предпочитают выбрать работу, дающую неплохой заработок: им еще нужно создавать семьи, растить и воспитывать детей
3. Социальный статус
Мы все социальны и этот вопрос для будущего ученого точно стоит не на последнем месте. И здесь речь пока не о материальном обеспечении, а именно о реальной оценки научных заслуг для общества и государства.
На мои доводы о значимости ученой степени студенты - будущие юристы с легкостью парировали - она не дает безусловных преференции для получения статуса адвоката даже докторам наук со множеством публикаций и практическим опытом
Подобных примеров, увы, очень много...
4. Деньги
Многие этот аспект поставили бы на первое место и справедливости ради он является для большинства главенствующим. Не открою тайн - молодому ученому крайне сложно в этом вопросе
Уже слышу критику, указывающую на грантовую и иную поддержку молодых ученых. Да, она есть и государство предпринимает попытки помочь ученым. Сложность лишь в том, что такая поддержка не имеет системного характера. При этом исследовательская деятельность нередко растягивается на многие годы и требует значительных ресурсов. Получив финансирование единожды, можно не получить его в дальнейшем, когда уже есть определенные результаты и нужно продолжать работу
Наблюдая отсутствие стабильности у старших коллег: бесконечные поиски средств, преодоление административных барьеров, более чем скромное жалование и необходимость дополнительной работы - молодые исследователи делают соответствующие выводы и, что особенно печально, уходят из науки
В настоящее время дополнительно выделяются средства на оплату труда ученых, на контроле исполнение Указа Президента Российской Федерации о зарплатах ученых и это позволяет надеяться на существенное изменение ситуации к лучшему - когда престиж профессии будет лишь возрастать
Не менее важно для повышения статуса ученого - разработка мер, которые не будут требовать дополнительного финансирования. Такая работа ведется и, возможно, уже в ближайшей перспективе они будут представлены для всеобщего обсуждения
Общаясь с молодежью, среди которых много студентов с желанием учиться и познавать что-то новое, невольно вспоминаются слова ... Я б в ученые пошел, пусть меня научат...
#professorkovaleva @professorkovaleva #профессорковалева