Найти тему

Поиск источника травмы клиента с помощью упражнения "Аффективный мост"

Про упражнение "Аффективный мост" я узнала на втором модуле обучения Схематерапии (подход третьей волны КПТ). Это упражнение мы отрабатывали в тройках, потом я применяла его на консультациях с клиентами. 

Упражнение, если его правильно проводить, практически всегда приводит к интересным и даже неожиданным инсайтам. Напоминает квантовый скачок в памяти из настоящего в детство (можно и наоборот). 

На когнитивном уровне клиент не всегда может вспомнить какие-то травмирующие истории из своего детства, которые запустили механизм неадаптивного поведения, а эмоциональная память часто способна открыть доступ к этим событиям. 

Приведу пример из практики (образ собирательный). 

Мы с клиентом (назову его Денис) разбирали на сессии две ситуации, которые произошли с ним за прошедшую неделю. Во этих двух ситуациях был повторяющийся паттерн мысленного, эмоционального и поведенческого реагирования. 

Первая ситуация. Он написал сообщение своей девушке, она не ответила. Его мысли на это событие: "Я ей совершенно не интересен. Зачем я пишу первым? Я - неудачник". Эмоции: стыд, отчаяние, злость на себя. Поведенческая реакция: загрузить себя работой. 

Вторая ситуация. Пришёл на семинар. Когда спикер попросил участников разбиться на пары, он вдруг снова почувствовал тревогу, стыд, одиночество. Мысли: "Ко мне никто не подойдёт. Я никому не интересен". Поведенческая реакция - вышел из кабинета под предлогом, что нужно позвонить. 

Стыд - это эмоция, возникающая от внутреннего ощущения собственной дефективности. Переживание дефективности запускают ситуации, связанные с ожидаемым отвержением.

-2

У меня возникла гипотеза, что в детстве Денису часто приходилось переживать отвержение вследствие эмоциональной депривации со стороны родителей. Человек с травмой прибегает к одной из трёх неадаптивных реакций на ситуацию, в которой его потребности не находят удовлетворения: капитуляция (в случае переживания отвержения, он смиряется с этим, ощущает себя плохим, недостойным любви), избегание (избегает отношений из страха быть отвергнутым), гиперкомпенсация (становится очень требователен в плане проявления к себе любви). 

В обоих случаях Денис занимал избегающую позицию, пытаясь заглушить эмоциональную боль погружением в творчество, дела, компьютерные игры, автоматическое пролистывание ленты в телефоне и т.п. 

Я попросила Дениса закрыть глаза, вернуться во вторую описанную ситуацию на семинаре, когда он испытал тревогу, что к нему не подойдут, потом стыд, одиночество, - вновь прочувствовать эти эмоции. Затем я предложила ему стереть в воображении саму ситуацию, оставить только эмоциональные переживания и спросила, были ли ситуации в детстве, в которых он чувствовал то же самое.

-3

Денис вспомнил сразу несколько ситуаций, одна из которых повторялось очень часто: он подходил к матери, чтобы её обнять, получить её любовь, внимание, а мать каждый раз его прогоняла со словами: "Отстань, и без тебя тошно!". Раз за разом сталкиваясь с отвержением со стороны матери, Денис говорил себе, что не нуждается в любви, выработал тактику отстранения, уходя с головой в какую-то занятость. Занятость приносила ему на какой-то момент чувство удовлетворения и временно снижала потребность в любви и чувство неполноценности. 

Выявление ранней травмы позволяет клиенту осознать источник неадаптивных механизмов реагирования и потом проработать травму, трансформировать восприятие и модели поведения таким образом, чтобы иметь способность удовлетворять свои основные потребности и повышать качество своей жизни.